Помните историю с выпавшей из окна полуторагодовалой девочкой, произошедшую год назад? Её бросила в съёмной квартире мать. Женщина ушла, оставив документы и записку, где сообщила, что передаёт своих четырёх детей на попечение государства. Выпавшую девочку спас проходивший мимо студент. Позже мать детей нашли и лишили родительских прав, а Алису, Юлю, Васю и Катю передали в детский дом. NGS55.RU побывал в гостях у приёмной семьи, в которой уже полгода живут дети. Сейчас в ней воспитывают восьмерых девочек и одного мальчика. Детей забрала Марина Бордачёва, которой помогает родная 27-летняя дочь. Однако к Марине попали не все дети сбежавшей омички — среднюю, Юлю, взял родной отец.
— Отец Юли доказал своё отцовство и забрал её в Челябинск. Алиса знает, что Юля есть, потому что, когда я их забирала, Катя была в специализированном доме ребёнка для маленьких детей, а Алиса с Васей — в детском доме. И когда я приехала за Алисой и Васей, Алиса говорит: «Ну наконец-то мы хоть с Катей будем, а то Юлю забрали от нас», — рассказывает Марина.
Марина взяла троих детей на воспитание полгода назад. Со слов женщины, сейчас они не вспоминают о сестре, как и о родной матери, с которой не виделись уже больше года.
— В детском доме они сразу, в первый день, стали меня мамой называть. Обычно неделя-две, а эти сразу. Мы за ними приехали, они мне сразу «мама», и всё. Едем, таксист смотрит, что из детского дома забираем, а они меня «мама-мама». Наверно, подумал: «Лишали тётку родительских прав. Теперь она восстановилась — забрала», — смеётся Марина.
Женщина добавляет, что процесс оформления опекунства довольно простой: нужно подать заявку, пройти медкомиссию и познакомиться с детьми.
— К Кате я пришла, она спала. Я на неё посмотрела, и всё, что я буду будить ребёнка. А когда приехала со старшими знакомиться, Вася подошёл, сказал: «Привет», и пошёл играть дальше, такой спокойный. Мы с Алисой поговорили немного, она про себя рассказала, я про себя. Спросила: «Ко мне пойдёте жить?». Они оба сказали: «Пойдём», — рассказывает новая мама детей. — Вообще, я удивилась, что Вася такой спокойный ребёнок в таком возрасте. Первое время, когда сюда уже приехали, капризничал, а так спокойный-спокойный, обычно мальчики в его возрасте носятся, сшибают всё, а он тихий. Может часами сидеть себе предоставленный, заниматься чем-нибудь. Похоже было, что никто детьми не занимался, они вот все такие.
— В принципе, у них у всех, кого ни берёшь, сразу чувствуется, что проблемная семья. Некоторые, настороженные, близко к себе не подпускают. У меня Диана такая. Она до сих пор может сидеть одна. Там тоже такая семья была не очень. Она привыкла забившись в уголок сидеть, чтобы только на глаза не попадаться родителям. Она и сейчас может спокойно одна сидеть, заниматься.
Ситуация с Дианой самым красноречивым образом иллюстрирует, что происходит в семьях, которые в итоге лишаются родительских прав.
— Диана у нас инвалид, ей операцию необходимо было делать ещё в шесть лет, но там никому до этого не было дела. Так что мы в январе, если успеем все анализы сдать, будем делать операцию. Ей сейчас восемь лет. Она должна была в прошлом году в школу пойти, но её родители не отдали. Поэтому она в этом году вместе с Алисой в первый класс пошла.
Всего Марина взяла под опеку десятерых детей. Первыми, одиннадцать лет назад, — Лизу, Катю и Леру. Ещё одна Катя и Женя живут здесь уже три года, Валя — два, а Диана, Алиса, Вася и самая младшая Катя — полгода. Мы поинтересовались у женщины, как же она набрала такую большую семью.
— Желание взять детей всегда возникает спонтанно. Только первый раз я шла целенаправленно, я хотела. Правда, пошла за одной девочкой, привезла домой трёх. Но это у нас [опекунов] у всех так: идут за девочкой, берут троих, а ещё прицепом и мальчиков. Детей очень мало по одному, такие мамы, как правило, рожают, и рожают, и рожают. 5 декабря 2008 года [мы со старшей дочерью] взяли первых троих детей: два, четыре года и шесть лет. Они вообще подкидыши. Мать где-то там бросила детей. Они без документов, без ничего, про мать вообще ничего не известно.
Самая старшая из приёмных детей Лиза уже не живёт в семье Марины, хоть ей ещё и не исполнилось 18 лет. Она захотела жить отдельно и в прошлом году переехала в общежитие. У Дианы, которую взяли полгода назад, тоже есть сестра. Но ей 17 лет, и она не захотела перебираться в новую семью, а осталась на попечении у родственника-опекуна.
— В некоторых очень редких случаях детей могут разделить. В данном случае Даше скоро восемнадцать лет, и нет смысла её брать, она всё равно уже выпустится, и всё. А ещё ребёнок не сильно-то захотел ехать ко мне.
Согласие детей на опекунство должны спрашивать начиная с десяти лет. Но если ребёнок упрётся и ни в какую не захочет, насильно затаскивать его в такую семью, как у Марины, никто не будет. Всё происходит по обоюдному согласию.
— Только если дети взрослые — нужно их согласие. Но всё равно приезжаешь в детский дом посмотреть детей, познакомиться, мало ли, может, какая-нибудь несовместимость с детьми чисто внешняя. Другое всё равно не понять, пока вместе жить не будешь.
Марина сейчас не замужем и номинально воспитывает такую ораву детей одна. Хотя у неё есть родная взрослая дочь Алёна. Она — главная помощница Марины.
Сами дети, кроме маленьких Васи и Кати, постоянно помогают по хозяйству.
— Уборка полностью на них. Бельё гладит почти всегда [старшая] Катя, иногда Лера. Кушать готовит Лера, она такая знатная повариха, умеет делать всё. Катя прекрасно блинчики печёт. Посуду моют [средняя] Катя, Женя и Валя по очереди. И сейчас Диана с Алисой им помогают, учатся понемногу. Алиса в детском доме тоже всё делала. Даже посуду сама мыла. А вот Диана у нас ничего не умеет делать, её дома не научили.
Живёт огромное семейство в частном доме на окраине города. В 1993 году Марина с родителями переехала в Россию из Таджикистана, и её отцу как бывшему военному бесплатно дали участок. На деньги от продажи двух квартир на родине семья купила стройматериалы для будущего дома.
До этого года жилым в нём был только первый этаж, разместиться на котором удавалось с большим трудом, и многодетной матери даже приходилось жить на кухне. А этим летом детей стало ещё больше. Поэтому Марина с братом, который приехал ей помогать с ремонтом, надстроили второй этаж с тремя детскими комнатами. В сентябре детей переселили.
Добавилось у Марины и ежедневных хлопот.
— Так, по готовке, по стирке в два раза больше. Если раньше мы могли сварить борщ и он оставался на второй день, то теперь остаётся очень редко.
Но всё это мелочи по сравнению с тем, что в этом году семье предстоит решить одну по-настоящему существенную проблему — как разместить все подарки под новогодней ёлкой.
— В прошлом году была ёлка и груда подарков, а в этом году гора должна быть в два раза больше, — говорит старший помощник Алёна.
— Да-да, в прошлом году стояла ёлка, подарки начинались вот отсюда и вот так в два ряда, — показывает Марина. — Мы же, как правило, все упаковываем. У нас подарки Дед Мороз приносит, ещё подарки от мамы с Алёной, дети сами дарят друг другу и нам.
Чтобы во всём этом не запутаться, подарки приходится подписывать. Но даже несмотря на это, большой семье придётся сильно постараться, ведь каждый подарок должен добраться до адресата.