Список знаменательных для Омска дат украшает, помимо всех прочих, и сегодняшний день — 24 сентября. Ровно 114 лет назад (по крайней мере, согласно одной из версий) в нашем городе появился один из основополагающих атрибутов современной цивилизации — электричество. В 1905 году в Омске уже были промышленные предприятия и железнодорожная станция, он был городом чиновников и военных; тем не менее первым делом электролампы зажглись в учреждении культуры — в только что построенном драматическом театре. Событие это достаточно значимое и интересное, чтобы поговорить о нём поподробнее.
Точно драмтеатр?
Версия насчёт театра как первого здания, освещённого не керосинками, а электрическими лампами, не бесспорна и нуждается в уточнениях. Скажем, Павел Брычков в своей книге «Омская мозаика» пишет, что выработка электричества началась ещё в 1898 году, когда отдельного театра в Омске не было. Старое деревянное здание сгорело, второе здание признали пожароопасным и снесли, так что театральные представления шли в цирке (тоже деревянном), построенном на берегу Оми купцом Сичкарёвым.
Электроэнергию тогда, 121 год назад, начали вырабатывать в железнодорожных мастерских, причём исключительно для собственных нужд. Работали четыре паровых машины фирмы «Бромлей» — одной из крупнейших машиностроительных компаний России; постоянный ток давали генераторы фирм «Сименс и Гальске» и «Юньон». Общая мощность электростанции составляла 62,5 кВт.
Другим омским предприятиям тоже была нужна энергия, а потому в 1901–1902 годах (по данным того же автора) небольшие электростанции появились на пивоваренном и винно-дрожжевом заводах. Купчиха Мария Шанина создала собственную электростанцию, чтобы снабжать энергией свои магазин и дом. Всего к 1910 году таких станций было больше десятка, но каждая из них обеспечивала электричеством от силы несколько зданий.
Свет на Базарной
Здание драматического театра, как известно, начали строить на тогдашней Базарной площади в 1898 году. В рамках проекта, подготовленного архитектором Иллиодором Хвориновым, с самого начала надо было предусмотреть определённый тип освещения, и тут возникли варианты: либо керосин (это был вариант привычный и более дешёвый), либо электричество. Театр строился преимущественно на деньги, собранные горожанами, так что вопрос решался на предварительном уровне специальной комиссией, а потом — городской думой. В обеих инстанциях решили, что надо идти в ногу со временем. В большом каменном театре должно быть передовое освещение.
— Стоимость устройства электрического освещения, вентиляции и водяного отопления по смете архитектором определена в 50 000 рублей (для представления — 16 кг (пуд) пшеничной муки в те времена стоили 1 рубль. — Прим. ред.), — констатировала комиссия в смете на постройку здания (этот документ хранится в музее драмтеатра). — На остальные же вышесказанные работы, так и вообще на все ещё неоконченные работы потребуется 35 000 рублей. Комиссия, заведующая постройкой театра, все эти работы признаёт необходимыми.
Городская дума с этим согласилась и выделила необходимые деньги. Рядом с театром появилось ещё одно небольшое здание — электростанция. Там вырабатывалась энергия для театра с находящимися в нём магазинами, для двух близлежащих больниц, архиерейского дома (это нынешний «серый дом» на Ленина), городской аптеки и ещё нескольких заведений. Всего электростанция была рассчитана на 816 ламп и на 47,6 кВт («47600 уатт», как было сформулировано в пояснительной записке).
Электростанция принадлежала городу, но театру не приходилось платить за энергию: он тоже был, как это сформулировали бы сейчас, собственностью муниципалитета. Другие пользователи платили за электричество городу, и эти деньги шли на погашение расходов на строительство (как и арендная плата за магазины в здании театра).
Как в московских императорских
Сохранилась пояснительная записка к смете на «полное устройство электрической станции, сети и приборов электрического освещения», в которой есть, в частности, описание арматуры для ламп накаливания и электрического освещения сцены и оркестра. Лампы эти были предложены московской фирмой братьев Млынарских, которая изготавливала машины, станки, инструменты и прочие принадлежности для фабрик, заводов и железных дорог. Благодаря этому документу, датированному 12 апреля 1902 года, можно примерно представить, как выглядела первая осветительная система драмтеатра и в какие деньги она обошлась городу.
«Арматура для ламп накаливания, — говорится в записке, — состоит из:
1. Большого бронзового центрального плафона для зрительного зала, дающего отражённый от рефлектора свет, на 40 ламп накаливания, с шлифованными стеклами из богемского хрусталя и специальным укреплением в потолке зала, дающим возможность производить замену ламп с чердака, сумма — 1400 руб.
2. Из прожекторов для сценических эффектов с комплектом цветных стекол (4 шт.); цена — 100 руб. Остальная арматура состоит из люстр, стенников, розеток, кронштейнов и проч. с абажурами и стеклом для установки во всех помещениях театра, а также арматуры для освещения — софитов, рамп, кулис и бережков из хорошего качества берлинской бронзы из наших образцов и рисунков.
<…>
Согласно данным чертежам здания театра и по нашему подсчету, требуется установить: для одновременного горения 816 ламп накаливания синего света каждая от 10–25 нормальных свечей и 384 лампы накаливания каждая в 10–25 свечей красного и зеленого цвета (в рампе и пяти софитах для световых эффектов на сцене)».
Предполагалось, что всё будет «как в лучших домах» (точнее — как в лучших театрах страны).
«Арматура электрического освещения для сцены и оркестра нами будут сделаны по типу, принятому в Московских императорских театрах, — говорится в записке, — причем особое внимание обращается на полную безопасность освещения рампы, софитов и бережков в пожарном отношении: все гибкие соединительные кабели к таковым будут иметь бронзовую оплетку.
Для освещения зрительного зала мы предлагаем плафон из массивной бронзы, позолоченной чистым золотом или серебрённой чистым серебром на 41 лампу, снабженный особыми креплениями, позволяющим безопасную замену перегоревших ламп с чердака театра. Плафон будет конструирован по рисунку электротехника Московских императорских дворцов капитана Колонтаева, устроившего по этому типу освещение Большого концертного зала в Московской консерватории Русского императорского музыкального общества — остальная арматура будет предложена Вашему выбору по вашим рисункам и образцам, по которым мы вам таковую доставим за определенную сметой сумму.
Работы по установке осветительной системы оказались достаточно сложными: на них, а также на установку отопления и отделочные работы, ушло целых три года (1902–1905)».
Светлое будущее
Ситуация, когда есть несколько не зависящих друг от друга станций, снабжающих электричеством только небольшие участки, конечно, не могла устраивать городские власти. Нужна была единая, централизованная система, которая бы освещала весь город. И дума обсуждала возможность строительства центральной электрической станции с 1898 года. В 1913 году было, наконец, решено начать работы на правом берегу Оми, близ её устья. Технический проект городские власти утвердили в марте 1914 года: ЦЭС (центральная электрическая станция) должна была иметь 3750 кВт мощности, и за два года должны были быть построены общегородская сеть электроосвещения и трамвайная сеть. Город и купечество нашли деньги на закупку за границей необходимого оборудования. Но все планы спутала мировая война.
Работы к 1917 году успели зайти достаточно далеко. В Омске построили здание станции, установили три английских котла «Бабкок-Вилькокс». В Швейцарии были заказаны два турбоагрегата, но до России они так и не добрались: по непроверенной информации, вёзший их транспорт был потоплен немцами. Строительно-монтажные работы продолжались и во время гражданской войны. Весной 1921 года по распоряжению Сиббюро ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства) из Барнаула в Омск привезли турбоагрегат, и 1 апреля ЦЭС дала первый ток.
Впоследствии эта станция получила название ТЭЦ-1. Но дальнейшая электрификация Омска — отдельная и очень обширная тема.