Статные красавицы с обворожительными улыбками, стальными нервами и как минимум частичным отсутствием личной жизни. Именно так зачастую и представляют себе «лица» авиакомпаний — стюардесс. Бортпроводницы окружены плотным ореолом из мифов и заблуждений, и некоторые из них порой переходят все границы разумного. Закатывают ли эти образованные девушки приватные вечеринки на борту самолёта? Занимаются ли сексом в туалете? Могут ли быть уверены в преданности своих мужей, пока находятся в небе? Бортпроводница одной из крупных авиакомпаний Елена (имя изменено по просьбе героини) ответила на эти и многие другие вопросы, которые прояснили, как обстоит ситуация на самом деле.
О профессиональной закалке
Начинаем с безобидного: есть ли у бортпроводниц профессиональные суеверия и приметы? Действительно ли «Найти серьгу на борту самолёта — к большой удаче»? Если ругать самолёт, он сломается? И «Если первым из пассажиров на борт зайдет мужчина, рейс будет лёгким»? Девушка признаётся: многие суеверия, которые люди приписывают стюардессам, уже давно не работают в современной гражданской авиации и кажутся ей нелепыми и смешными. А конкретно эти приметы она вообще слышит впервые в жизни. Тем не менее кое-какие правила бортпроводницы всё-таки соблюдают. Два основных: не употребляют в полёте слово «последний» — исключительно «крайний». И самое популярное: не пришивают пуговицы перед рейсом. Правда, почему именно, стюардесса сказать затруднилась.
С приметами разобрались — мнительными бортпроводниц не назовёшь. Напротив, существует устойчивое мнение, что благодаря профессиональной закалке этих девушек довольно трудно вывести из себя. И это факт. Из-за работы в экстремальных условиях стюардессы действительно становятся стрессоустойчивыми, и некоторые профессиональные привычки выдают в них бортпроводниц далеко за пределами аэропорта.
— Стала более спокойной как на работе, так и вне работы. Я стала проще относиться к людям, к их «тараканам в голове». Данная работа действительно закаляет характер, потому что приходится сталкиваться с разным, начиная от инфарктов на борту и заканчивая элементарным хамством, — делится омичка. — Если раньше я могла разозлиться на ровном месте, то теперь я всегда держу себя в руках и просто мило улыбаюсь. Я действительно выработала профессиональную улыбку, которую применяю и в частной жизни. Ещё есть коронная фраза: «Всего доброго, до свидания». Теперь от меня она звучит и в магазинах, и таксистам, и телефонным операторам.
О проблемах на борту
Сдержанность и самоконтроль в бортпроводницах воспитывают полёты. Точнее, те ситуации и люди, с которыми приходится сталкиваться изо дня в день. По словам Елены, зачастую закрытое пространство, да ещё и на огромной высоте, негативно воздействует на людей, даже если у них нет клаустрофобии. И потому многие пассажиры начинают вести себя не так, как обычно: становятся более требовательными, нервными и раздражительными. Самым проблемным рейсом девушка называет Анталью.
— Любой бортпроводник скажет, что, когда видишь AYT (рейс из Анталии. — Прим. ред.) в графике, начинает медленно подёргиваться глаз. Но это не потому, что плохие люди туда летают, а потому, что просто рейс всегда, как правило, с огромным количеством детей. Как-то у меня было 23 ребёнка на руках до двух лет. Представляете, какой детский крик стоял на борту, что 50% пассажиров бегали к нам за таблеткой от головы? К тому же люди летят после all inclusive, и многим кажется, что он ещё не закончился. Поэтому они заходят на борт с приподнятым настроением и бутылками спиртного, которые мы, к их сожалению, вынуждены просить убрать и сделать пятьсот одно замечание по поводу того, что распитие спиртных напитков, принесённых с собой на борт, запрещено, — делится Елена.
Зато самые неприхотливые пассажиры встречаются ей на рейсе в Худжанд (город на севере Таджикистана) или Ургенч (город в Узбекистане). Омичка утверждает: от них никогда не услышишь ни жалобы, ни отрицательного комментария. Правда, смеётся девушка, по неизвестным причинам они всегда просят бесконечно много воды. А после того, как им её принесёшь, долго и искренне благодарят.
Случается, что во время полёта кому-то из пассажиров может потребоваться помощь врача. Тогда доктором выступит никто иной, как стюардесса (делать профессионального врача членом экипажа экономически не выгодно). Специально для таких случаев у каждой из бортпроводниц есть отдельное руководство — пособие, в котором изложена инструкция, как следует действовать в подобной ситуации. Одна из первых задач — взять себя в руки и не паниковать.
— Если же действия бортпроводника не приводят к улучшениям, то КВС (командир воздушного судна. — Прим. ред.) принимает решение садиться в ближайший аэропорт для госпитализации больного. У меня был такой случай. Летели как-то в Худжанд. Одному из пассажиров стало плохо ещё на взлёте. Мы действовали по документам, также, к счастью, был врач на борту самолёта, но пассажир в себя не приходил. Тогда КВС принял решение посадить самолёт в Самаре, и как только мы начали снижение, человек пришёл в норму, как будто с ним ничего не было, скорая зашла на самолёт, а больной от госпитализации отказался, и мы полетели дальше, — рассказывает Елена.
О знакомстве и флирте
Тем не менее такая работа далеко не всегда благоприятно отражается на женском характере. Порой она не просто закаляет, а деформирует некоторые его черты. Довольно часто представительницы этой профессии сталкиваются с воздушными «казановами» — мужчинами, которые пытаются флиртовать с сотрудницами авиакомпаний в то время, как в соседних креслах сидят их жёны. По словам Елены, из-за таких мужчин она стала более требовательна и недоверчива к людям и часто ожидает подвоха.
— Очень часто пассажиры просят номер телефона или дают свой. Пишут его на салфетке, просят специально принести лист благодарности, чтобы оставить свой номер с просьбой обязательно перезвонить, или просто дают свою визитку. А где-нибудь через кресло сидит его жена. И такое бывало, поэтому к семейной жизни я начала относиться более скептически, к сожалению, — рассказывает омичка.
Недоверие у стюардесс развивают и те пассажиры, которые пытаются убедить сотрудников авиакомпаний в том, что вернули недостающие пледы, в то время как одеяла мирно покоятся в их ручной клади.
О проблемах со здоровьем
Но стресс отражается не только на настроении и на характере бортпроводниц. Здоровье девушек, как и предполагают люди, далёкие от этой профессии, действительно страдает ничуть не в меньшей степени. Наиболее распространённая профессиональная болезнь стюардесс — варикоз. Он развивается из-за того, что девушки проводят на ногах по несколько часов подряд. Именно поэтому стюардессы стабильно проходят ВЛЭК — врачебно-лётную экспертную комиссию, — которая и выявляет, по-прежнему ли они пригодны для такой работы, или уже нет.
Более того, стюардессы вынуждены уходить в декрет на несколько месяцев раньше представительниц других профессий, поскольку перепады давления, которые девушки испытывают на себе практически каждый день, могут серьёзно сказаться на здоровье будущего младенца.
— Стюардессы на землю уходят сразу же, как только узнали о том, что беременны. Сделали тест, сходили к врачу, беременность подтвердилась. Всё. Уходят незамедлительно, — поясняет Елена.
О маленьких детях
Дети на борту самолёта — отдельная и действительно болезненная тема. Елена утверждает: она так привыкла к детскому плачу, что перестала на него реагировать. А вот между пассажирами порой вспыхивают скандалы, которые приходится улаживать.
— Многим пассажирам, конечно же, это не нравится. Часто подходят с просьбами пересадить подальше. Но, к сожалению, не всегда есть свободные места. Поэтому выход — только терпеть. Недавно вот пассажир во время обслуживания попросил пересадить подальше от детей, потому что было невозможно слышать постоянный крик и видеть бездействие матери. Ребёнку было около четырёх лет, на что мать просто посоветовала ему «замолчать или выйти из самолёта, если что-то не нравится». К сожалению, у 80% родителей такая реакция, — признаётся омичка.
О взятках и уступках
Следующий распространённый миф: если дать взятку стюардессе, вам разрешат распить на борту самолёта алкоголь, купленный за десять минут до вылета в Duty Free, или выкурить пару сигарет в туалете. По словам Елены, оба варианта — грубое заблуждение, поскольку ни одна взятка не будет стоить крупного штрафа или потери работы. Да и скрыть такой проступок, как курение в туалете, вряд ли удастся, поскольку в этом случае мгновенно активируется многоуровневая система сигнализации. Дело в том, что во всех туалетных кабинках установлены датчики дыма. Если они срабатывают, об этом сразу узнаёт старший бортпроводник — соответствующее уведомление появляется на его панели. Раздаётся специфический сигнал, и над туалетом, в котором сработал детектор дыма, загорается лампочка. И самое главное — в кабине пилотов включается отдельная сигнализация. Настолько мощная, что, как утверждает Елена, «режет по ушам». Именно поэтому остаться незамеченным не удастся.
Ещё один вымысел, который связан с туалетом: некоторые пассажиры (а кто-то считает, что этим грешат и бортпроводники) умудряются заниматься в нём сексом. По словам нашей героини, на своём веку она с такими смелыми пассажирами не сталкивалась. Да и стюардессы себе подобного не позволяют.
— Кто-кто, а стюардессы уж точно заниматься сексом в этом злосчастном месте не будут. Во-первых, это негигиенично, а во-вторых, мы там такого повидали, что обстановка точно располагать не будет. Кто-то из пассажиров что-то не туда выкинул. Кто-то в принципе не знает, где мусорка. Кого-то может просто стошнить на стенку. И всё в этом духе. Всегда не завидую уборщикам. Им весь этот ужас надо убрать примерно за пятнадцать минут, пока самолёт готовят к другому рейсу. Ну и, соответственно, иногда качество уборки страдает. Особенно в международных аэропортах, — делится Елена.
О дисциплине
Вечеринки на борту самолёта и бурное празднование Нового года и дня рождения — также выдумки пассажиров. Начальство никогда не позволит превратить самолёт в место для развлечений. Если стюардесса хочет весело провести праздничный день, то ей следует заранее оповестить начальство о своём намерении и забронировать на конкретную дату выходной.
Старший бортпроводник, пилоты и бригада могут проявить инициативу и сделать коллеге подарок, однако компания никаких исключений (в виде каких-либо поблажек) делать не будет.
— Нет такого, что «у тебя сегодня день рождения, поэтому сделай себе праздничный макияж». В свой день рождения ты так же работаешь, как и в любой другой день. Только бригада может аккуратно создать праздничное настроение, — рассказывает омичка.
Однако в работе стюардессы есть и плюсы. Один из них — отношение начальства к своим подчинённым. Нельзя сказать, что в авиации беспрекословно действует правило «Клиент всегда прав». Пассажиры пишут жалобы, и иногда среди них встречаются жалобы необоснованные. Начальство старается разобраться в каждом инциденте и не выписывать штрафов сотрудникам авиакомпании понапрасну.
О дресс-коде
Существует документ «Правила ношения форменной одежды», в котором прописано, как именно должен выглядеть бортпроводник, начиная от длины серёжек и заканчивая цветом капроновых колготок. Серьги — аккуратные гвоздики с жемчугом. Допускается носить обручальное кольцо или кольцо с очень мелким драгоценным камнем. На руке обязательно должны быть классические наручные часы, но иных украшений быть не должно. Ногти не длиннее трёх миллиметров. С летней формой допускается носить только телесные цвета или делать френч. С зимней можно использовать красный лак, но запрещено ярко краситься. Исключение — красная помада. За малейшее несоответствие старший бортпроводник или дежурный инспектор может написать замечание, после которого непременно последует штраф.
О личной жизни
Про личную жизнь стюардесс также ходит много различных сказок. Елена рассказывает, что работа никак не помешала ей создать собственную семью. А тот факт, что она проводит много времени вдали от дома, только укрепляет её чувства и чувства её молодого человека.
— По большей части все эти мифы про нашу личную жизнь — это неправда. Точнее, у людей, которые работают в чартерных, командировки по две недели, отдых пару дней и снова в путь. У них могут возникнуть с этим проблемы. Но я работаю в авиакомпании, которая совершает регулярные рейсы, и, к счастью или к сожалению, я очень много времени провожу дома. А то, что меня иногда нет дома, это скорее плюс, чем минус. Всегда есть время побыть наедине с собой, отдохнуть друг от друга. Больше соскучиться, — считает девушка.
Утверждение, что из-за частых перелётов стюардессы начинают ненавидеть этот способ передвижения и в свободное время стараются никуда не летать (только ездить на поезде или машине), — спорное заявление. Елена рассказывает, что по-прежнему любит полёты и наслаждается каждым из них.
— Я до сих пор люблю это всё. Я по прежнему пребываю в восторге от этих железных птичек. Конечно, волшебство от работы в каком-то смысле этого слова пропало. Но, когда я лечу пассажиром, я до сих пор с удивлением смотрю в окно иллюминатора. И мне это, наверное, никогда не надоест, — заявляет омичка.