Грядет пятнадцатый по счету военно-исторический фестиваль «Щит Сибири». 3 и 4 августа зрители смогут увидеть рыцарский турнир, массовые сражения в поле, манёвры и штурм укреплений на холме и многое другое. В сражении сойдутся даже женские команды.
Также гости фестиваля смогут посетить различные экскурсии и мастер-классы, сфотографироваться в костюмах и послушать выступления фолк-групп. В фестивале уже подтвердили участие представители военно-исторических клубов из Омска, Томска, Барнаула, Новосибирска, Красноярска и Тюмени — всего более 100 человек.
Программа обещает быть очень интересной, но что стоит за ее подготовкой? Мы решили поговорить об этом с кузнецом и кожемякой всея Омска, а по совместительству хорунжием военно-исторического клуба «Братина» Дмитрием Степуриным и узнать, как проходит подготовка фестивалю и что нам следует не пропустить.
Дмитрию Степурину 31 год, и вот уже почти половину своей жизни он увлечен исторической реконструкцией. Увлечение появилось у него в подростковом возрасте после прочтения «Властелина колец» и множества других исторических романов и фильмов. Интерес подогревали и публикации в СМИ про начавшее тогда развиваться движение ролевиков и реконструкторов. Дмитрий пришел сначала в ролевую команду.
— Побегал пару лет с эльфами по лесам. Потом ушел в клуб «Кованая рать», а из него уже и в «Братину». Мне хотелось помахать мечом, по-настоящему. Я начал ходить, заниматься, а потом мне уже стало самому интересно покузнечить, — начал рассказ Дмитрий.
Но сразу в ковали попасть не удалось, зато получилось стать учеником у мастеров по выделке кожи и обработке дерева, а также по художественной обработке металла. После этого уже получилось и ковать, и шить. С тех пор уже 11 лет Дмитрий занимается этим профессионально. У него заказывают изделия из кожи и металла и ролевики, и реконструкторы, и косплееры.
— Вот недавно сделал в один клуб 15 пар средневековой обуви. Я на самом деле что только ни делал. Только БДСМ-ные штуки еще не делал. Один раз браслеты типа наручников были, но это так, скорее случайно получился БДСМ, — смеется Дмитрий.
В его мастерской царит творческий беспорядок, в котором может разобраться только сам мастер. Молотки и клещи соседствуют тут с черепами кроликов и ворон, а на полке вы можете найти скандинавский шлем и кованый русский нож, лежащие среди отрезов кожи. Здесь даже живет мышка по имени Обед. Дима с друзьями как-то подобрал раненого сокола и выходил его, а мышку купили ему как корм. Но ей повезло — ее пожалели и оставили жить в аквариуме в мастерской. За ней приглядывает кошка Муся. В общем, атмосфера рабочая.
Время перед фестивалем — самая горячая пора для Дмитрия: масса заказов и дел, которые нужно делать практически одновременно. По его словам, мы пришли в спокойное время — до обеда, — а вот ближе к вечеру в мастерской с просьбами «тут подковать, тут выгнуть, а тут заклепать» будет находиться человек 8–10.
— Я стараюсь показать, что и как делается, чтобы парни сами могли делать. Что не получается — я помогаю. Вообще, это увлечение очень дорогое, если ты рукожоп и сам ничего не делаешь. Дело в том, что если ты полностью заказываешь доспех, поддоспешник, оружие и щит, то по самым скромным меркам это обойдется тысяч в 150 рублей, а если что-то можешь сделать, то это существенная экономия. Я стараюсь ценник делать божеский, не заламывать. Иногда только за материал беру, — рассказывает мастер.
Дмитрий успевает править и ковать доспехи и оружие для участников «Щита Сибири», а также заниматься вопросами оформления организации фестивалей, которых, помимо «Щита», у мастера в году множество. Это занимает много времени и средств, но при этом помогает и клубу, и самому Дмитрию.
— Первый мой «Щит Сибири» проходил через два месяца после того, как я попал в «Братину». Это был четвертый или пятый фестиваль. Я тогда, разумеется, не успел нормально подготовиться, и у меня были только штаны и рубаха. Сейчас это уже хобби, которое стало частью жизни. Я просыпаюсь с мыслями о мастерской и клубе — что нужно сделать, что купить. Часто ночую здесь. И мне это нравится. Были, конечно, мысли завязать, устроиться на работу, но я уже привык — мне так комфортно и интересно, — признался кузнец.
В мастерской не только куются топоры и режется кожа, но и мелькают женские руки с ниткой и иголкой — Дмитрию помогает Анастасия, которая успевает и Мусю гладить, и поддоспешник шить, ну, и Дмитрия подколоть, вспомнив какой-нибудь смешной случай.
Помимо мастерской, Дмитрий работает в кузнице, переделанной из старой бани. Кузня ожидает доработки и ремонта, но уже вполне справляется с задачей — в ней уже сейчас есть всё необходимое. Прогресс не стоит на месте, и меха, которые должны качать подмастерья, заменили газовой горелкой, а драконы и волки на коже появляются с помощью лазера.
Хотя руками всё равно приходиться поработать, без этого в сложном деле реконструкторства никуда.
— Мы вот сложили печь настоящую, как раньше делали. Хотим на фестивале в ней что-нибудь испечь. Вообще, всем, кто придет не только посмотреть, но и покушать, будет чем заняться. Кухня тоже будет исторической — жареное мясо, овощи. Для детей много всего — копья можно будет покидать, пострелять из лука, сражения на мягких мечах, можно будет в доспехе с оружием сфотографироваться. Сэр Джон крепость делает, которую мы будем штурмовать. Надеюсь, они шурупов взяли в два раза меньше, чем в прошлый раз, и у нас всё-таки получится ее разрушить. Он просто всё от души делает, на века, — улыбается Дмитрий, водя болгаркой по будущей защите для ног.
— На фестивалях травмы, конечно, случаются. У меня серьезного ничего не было — так, как у всех. Но вот на одном фестивале недавно участнику во время боя палец отрубило на ноге — алебарда соскользнула от щита и на ногу упала. Теперь без защиты ног никого не пускают, — рассказал мастер.
Я подумал, что кузнец выковал бронелифчики, так как в сражениях на «Щите Сибири» пять на пять будут принимать участие и девушки. Дмитрий улыбнулся. Женские доспехи не особо отличаются от мужских, просто они меньше размером, а потому и вес меньше. А в руках у мастера — умбоны: часть щита, которая защищает руку.
— Это что, тоже умбон? Или зерцало?
— Это самая важная вещь на фестивале — сковородка. Без неё никуда.
— Сейчас уже почти всё готово. Остались незначительные работы. Вещи некоторые перевезти. Надеюсь, что всё пройдет интересно. Очень много будет клубов и участников из разных городов. Будут и рыцари, и представители раннего средневековья, и самураи. Многим нравятся ландскнехты — из-за их ярких и необычных костюмов. На фестивале даже будет клуб реконструкторов времен Великой Отечественной войны. Там и техника, и оружие будет. Приходите, в общем, будет интересно, — подытожил Дмитрий.
Когда чужие доспехи, оружие и — самое главное — сковорода были готовы, Дмитрий позволил себе немного расслабиться и примерить свои доспехи. Самое главное, чтобы ламеллярчик сидел! Уже сегодня бравый воин-кузнец будет рубить супостатов на «Щите Сибири», отстаивая честь Омска, а искры от его ударов мечом будут не меньше, чем в кузнице от молота.
NGS55.RU желает удачи и побед в боях клубу «Братина» и рыцарскому ордену Святого Георгия!