Житель Саргатского Артём Якунин сконструировал и построил у себя во дворе девятиметровую ветроустановку с солнечными батареями. Как мы уже писали, всё началось с теплицы и желания стать автономным от местной электросети. И если с автономностью всё получается, то с экономией всё сложнее.
Made in China Sargatskoe
Сейчас на территории дома Якунина почти всегда стоит характерный шум от лопастей — не как от вертолёта, конечно, но заметный.
— Претензий от соседей не слышал за пять лет ни разу. А дома так вообще не слышно, — комментирует он.
Артём Якунин окончил факультет технического сервиса в АПК омского аграрного университета. Альтернативной энергетикой житель Саргатского занимается уже пять лет, постепенно получая от ветра и солнца всё больше электричества. Сейчас в его арсенале два самодельных ветрогенератора и два китайских, купленных на сайте Aliexpress. Впрочем, и те два он значительно усовершенствовал.
Вот, например, ветрогенератор Marsrock, который два года назад обошёлся Якунину в 14 тысяч рублей. Китайцы обещали замечательные технические характеристики, но после первого же теста Артём вынес вердикт: фигня. Производители преувеличили показатели примерно раза в три. Сейчас от того устройства остался только корпус. Якунин поменял и хвост, и лопасти, и начинку. Что с неё взять, если крохотные магнитики электродвигателя, щедро залитые эпоксидкой, почти не липли к металлу.
Пайка, сварка, столярные и чертёжные навыки — для того чтобы стать альтернативным энергетиком, нужно всё это уметь. Иначе, если покупать всё подряд, об экономии можно забыть. Зато отпадает вопрос, чем заняться в свободное время.
Пусть всегда будет солнце
Артём Якунин работает мастером по эксплуатации и обслуживанию газовых котельных предприятия «Саргатское ЖКХ». Принцип работы своей системы он описывает так:
— Для каждого генератора — свой диодный мост. После выпрямления фаз все плюсы и минусы подключены в параллель и запитаны на контроллер Solar 80, — комментирует Артём Якунин.
Гуманитариям, увы, не понять, а ведь наверху лишь вершина всей системы. В подполе дома стоят аккумуляторы, хранящие выработанную энергию, и куча другой электроники, названия которой мало что скажут обывателю. Инверторы, контроллеры, ваттметры, переключатели фаз… Если упрощённо: систему можно настроить гибко, и она самостоятельно выбирает — пускать в розетку дома электричество с ветряка или из центральной сети.
Каждый ветрогенератор Артём Якунин перебрал на несколько раз. Многие компоненты делал сам, например лопасти одного из ветряков сделаны из... канализационной трубы. Менял магниты, перематывал катушки, делал из эпоксидки новые хвосты...
Отдельная история — солнечные панели. По словам Артёма Якунина, они начинают выдавать хоть какую-то мощность с конца января. Сейчас у него установлены шесть панелей. Нет, запитать ими токарный станок не получится, но на несколько лампочек хватает.
«Вышку строил почти год»
Восьмиметровая четырёхъярусная вышка с ветряками возвышается над саргатским частным сектором, понемногу становясь местной достопримечательностью. Строил долго, и влетела она в копеечку: одних котловых труб задействовано больше сорока метров. Кроме того, Артём Якунин использовал и «ноу-хау», например тормозные диски от «Жигулей» в основании. Сначала он обваривал их трубами, потом заливал цементом, — зато вышка даже без растяжек и даже в сильный ветер стоит не раскачиваясь.
По словам Артёма, два года назад его установка ветрогенераторов и солнечных батарей вырабатывала мощность в 700 ватт, а сейчас в три раза больше. Этого хватает на уличное освещение, обогрев теплицы, свет в мастерской и жилой комнате с оранжереей, которую подсвечивают сразу несколько светодиодных ламп. Экономия на коммунальных платежах получается убедительной — суммы в счетах стали меньше в пять раз.
Но стоит ли игра свеч? Что касается затрат на саму установку, посчитать её суммарную стоимость сложно хотя бы потому, что многое Артём делал сам изначально, а многое покупное переделывал. Одни только китайские ветрогенераторы стоят около 30 тысяч. Вышка и остальное оборудование даже без учёта работ выходят в ту же сумму.
— Сделано не ради окупаемости, а интереса ради и автономности, — говорит Артём.
Поэтому и логического завершения эксперимента не видно — работа над системой продолжается постоянно.