Несколько раз в день удаляете из телефона SMS из разряда «Купим ваше авто. Дорого»? Периодически вам звонят с «уникальным» предложением бесплатного посещения салона красоты? Самый простой способ избавиться от навязчивых продавцов (или мошенников) — бесконечно вносить номера телефонов в черный список. А можно вычеркнуть свой контакт из базы навязчивой компании, хотя это более сложный и долгий путь.
SMS
Когда вы получаете бонусную или накопительную карту в магазине или кафе, в анкете вас просят указать номер мобильного. Таким образом, вы сами даёте согласие на отправку вам рекламных материалов. Так что не удивляйтесь, если ваш телефон захламлён сообщениями из магазина, которому вы добровольно оставили свой номер. Но что делать, если вас терроризируют рекламными сообщениями компании, в которых вы даже не бывали и о которых знать не знаете?
Есть несколько вариантов вычеркнуть себя из базы данных навязчивых продавцов. Во-первых, обратиться к мобильному оператору, чтобы он заблокировал рассылку с определённого номера. Правда, каждый оператор в таких ситуациях действует индивидуально. Кому-то достаточно пяти заявлений, другому нужно несколько десятков, чтобы счесть сообщения спамом.
Второй путь — Федеральная антимонопольная служба (УФАС). Она занимается контролем за рекламой. А такой спам — это нарушение закона «О рекламе». Заявление проще всего оставить обратной связью на сайте или по электронной почте.
«В заявлении необходимо описать факт правонарушения, способ, место и время распространения рекламы. Сообщить о лице или компании, в отношении которой подано заявление», — пояснили в УФАС.
К этому стоит добавить скриншот сообщения, копию договора на покупку сим-карты, чтобы доказать, что номер, на который пришёл спам, действительно ваш.
«Сейчас рекламная рассылка по телефону без согласия абонента считается незаконной, а компания, отправившая спам, может быть оштрафована на сумму до 500 тысяч рублей», — пояснила Сети городских порталов нюансы рекламного законодательства юрист Ольга Бегунова.
«Здравствуйте, предлагаем вам бесплатную процедуру»
С подобными телефонными звонками бороться труднее. Самое сложное — им противостоять: как-никак, а процедура, по уверениям звонящего, «совершенно бесплатная». Кто-то отнекивается, что нет времени, кто-то просто бросает трубку. Но мало кто пытается выяснить, откуда у салона ваш номер. В Омске таких историй — несколько десятков, многие из них связаны с «Источником красоты» и «Афродитой».
Если раньше вы там действительно не были и не оставляли им номер телефона, то можно смело действовать по той же схеме, что и с SMS. Еще одно ведомство, в которое можно пожаловаться на спамеров, — Роскомнадзор. Оно отвечает за распространение персональных данных. А номер телефона относится к таким.
«Если вам постоянно звонят с подобными предложениями, во-первых, установите программу для записи телефонных разговоров, во-вторых, во время очередного звонка предупредите, что звонок записывается (Верховный суд разрешил не предупреждать об аудиозаписи собеседника, если речь идёт не о его личной жизни. — Прим. ред.), и выясните, откуда у звонящего ваш номер, есть ли у этой компании документы, в которых вы разрешаете вам звонить и что-то рекламировать, уточните название юридического лица, адрес, ИНН, фамилию, имя и должность звонящего. После этого попросите прекратить вам звонить», — советует адвокат.
Вся эта информация понадобится вам, если просьба не поможет и придётся обращаться в Роскомнадзор. Сделать это можно через официальный сайт. В таком случае компанию могут оштрафовать на 75 тысяч рублей за нарушения при обработке персональных данных.
Мессенджеры
Со спамом в мессенджерах ситуация противоречивая. С одной стороны, его проще всего игнорировать и заблокировать, с другой — у официальных ведомств позиция на счёт такой рекламы не до конца определена.
Нарушением можно считать спам, присланный в мессенджерах, привязанных к номеру телефона (WhatsApp, Viber), и действовать в этом случае можно так же, как и с обычными SMS. Соцсети, например «ВКонтакте» и «Одноклассники», сами стараются бороться со спамом и по заявлению пользователей могут блокировать страницы, с которых приходит слишком много сообщений.
Отдельного внимания заслуживают продавцы, которые ходят по квартирам и предлагают подключиться к цифровому телевидению, купить фильтры или набор посуды. Если это действительно представитель компании (например мобильного оператора), то можно пожаловаться в службу поддержки компании. Если же это продавцы, которые сначала завлекают вас «подарками» и бесплатными товарами, а потом просят оплатить их услуги, не бойтесь вызывать полицию и грозить им статьёй «Мошенничество». Только ни в коем случае ничего не покупайте и не подписывайте никаких документов.
Фото Ивана Рейзвих
Читайте наши новости в «Одноклассниках».
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8-913-670-33-77.