Город «Наутро у меня поседели волосы»: после трагедии на Сыропятском тракте прошло 2 года

«Наутро у меня поседели волосы»: после трагедии на Сыропятском тракте прошло 2 года

Страшная авария привела в ужас весь город

НГС.ОМСК с врачами, спасателями и родственниками пострадавших вспоминает страшную аварию, которая 24 июня 2015 года унесла жизни 16 человек.

Ровно 2 года назад произошло одно из крупнейших ДТП в Омской области. На 21-м км Сыропятского тракта рейсовый автобус ПАТП № 4, который вёз 25 рабочих птицефабрики «Сибирская», столкнулся с КамАЗом, гружённым кирпичами. Погибли 16 человек, в том числе оба водителя — Александр Любовцев и Виктор Зомельфельд, ещё 11 человек пострадали. 25 июня в Омской области объявили день траура. НГС.ОМСК восстановил хронологию событий и поговорил с родственниками погибших, а также спасателями и врачами, которые работали на месте.

Страшный день

Автобус ЛиАЗ выехал с 25 пассажирами с птицефабрики «Сибирская» в пос. Ростовка Омского района около 17:15. Он должен был развезти людей в сёла Богословка, Сыропятское и посёлок Кормиловка. По словам выживших пассажиров, автобус периодически петлял. Навстречу шёл КамАЗ, который вез кирпичи в Омск, — водитель работал на предприятие всего 3-й день. На 7-м км от села Богословка автобус разогнался до 56 км/ч, а грузовик двигался со скоростью до 70 км/ч. Около 17:35 автобус выехал на встречную полосу. Водитель КамАЗа пытался уйти от столкновения, вывернул руль в сторону, но не успел.

Родственники пострадавших узнали о произошедшем довольно поздно: кому-то звонили близкие и говорили, что видели информацию о ДТП по телевизору, кто-то посмотрел репортажи сам. Одной женщине на сотовый мужа позвонил сосед и рассказал про аварию, а другая узнала о трагедии в сельском магазине, куда пошла купить сигареты для мужа, который погиб.

Воспоминания врачей

Как рассказал НГС.ОМСК замдиректора Территориального центра медицины катастроф Александр Василина, вечером 24 июня 2015 года он, как и другие сотрудники, ушёл домой — его коллега остался на месте один. Но из Центра управления в кризисных ситуациях пришло сообщение о ДТП на Сыропятском тракте, и сразу стало понятно, насколько всё серьёзно. Александр Василина живёт неподалеку от работы, и через 20 минут он уже вернулся обратно. По его словам, на место происшествия в разное время в общей сложности направили 17 машин «скорой помощи».

41-летняя детский врач-реаниматолог Вероника Каркула

Первой на место добралась бригада «скорой помощи» детского врача-реаниматолога 41-летней Вероники Каркула. Она рассказала НГС.ОМСК, что работает с 2002 года, но такую «страшную картину» видела впервые и была шокирована.

«Наша бригада в момент вызова была единственной на станции, мы добирались по пробкам на ул. 10 лет Октября. Честно говоря, в первые секунды я просто растерялась. Я и 2 фельдшера — к кому бежать, как бежать? Родственники просили помочь их родным. Я собралась, и мы пошли работать, но не бригадой, а каждый сам по себе», — пояснила врач.

Её попросили подойти к женщине, лежавшей в автобусе, но оказалось, что она мертва. «Я помню, как плакала взрослая женщина над своей дочерью. Она рыдала, говорила, что у неё остались двое ребятишек, а рядом сидел муж этой молодой женщины. Пока мы оказывали помощь, лежало тело еще одной женщины, я попросила вдовца подойти и опознать её, вдруг он её знает. А он подошёл и говорит: "Это наша тётя Наташа!", то есть у его тёщи в ДТП погибла и дочь, и сестра», — вспомнила Вероника Каркула. Врач распределяла пострадавших по каретам «скорой помощи» до последнего момента, когда из-под кирпичей достали тело водителя КамАЗа.

«Мне казалось, что всё это длилось вечно. Я пришла наутро и заметила, что у меня поседели волосы на голове. Раньше седых волос не было. После этого я трое суток не могла спать, закрывала глаза и передо мной были искореженные тела, а в ушах слышались крики о помощи», — вспомнила врач.

63-летний врач-кардиолог Алексей Прудник

63-летний врач-кардиолог Алексей Прудник, несмотря на свой 42-летний опыт работы на «скорой помощи», назвал ДТП на Сыропятском тракте ужасом. Его бригада приехала на место одной из первых. «Мы увидели машину с кирпичами в кювете, а в ней развороченный автобус. Столько смертей я никогда не видел. 4 тела лежали на обочине, скорее всего, они вылетели. На другую сторону обочины сотрудники МЧС выносили мертвых и больных людей из салона автобуса. Особо смотреть на всё это было некогда, мы подбежали, взяли мужчину в сознании и поехали в БСПМ-1», — поделился врач. Он вспомнил, что это был пострадавший с черепно-мозговой травмой, но рассказать подробности о нём затруднился — в то лето было много аварий, обрушилась казарма в пос. Светлый. Пациент Алексея Прудника момент столкновения не помнил, но говорил, что на него навалились другие люди с задних сидений, и это спасло ему жизнь.

Вручение медалей «Участнику ликвидации последствия ЧС»
Медаль и ордер «Участнику ликвидации последствия ЧС»
1 из 2
Вручение медалей «Участнику ликвидации последствия ЧС»

В декабре 2015 года глава МЧС России по Омской области Владимир Корбут наградил медалями врачей, работавших на месте аварии.

Воспоминания сотрудников МЧС

40-летний старший прапорщик Михаил Серебрянников и 44-летний водитель-спасатель Владимир Соколов приехали на место трагедии, когда там уже работали 2 машины «скорой помощи». Останавливались и помогали водители проезжавших мимо автомобилей.

«Издалека был виден масштаб происшествия. Там уже находился отельный пост Чкаловской пожарной охраны. На месте была полнейшая тишина — до нас увезли почти всех живых. Единственное, что удивляло — это количество жертв. На пожарах, ДТП и взрывах чего только ни насмотрелись уже. Такая у нас работа — слабонервным здесь делать нечего», — вспомнил тот день спасатель с 20-летним стажем работы Михаил Серебрянников. Он добавил, что через 30–40 минут приехали сотрудники полиции и оцепили всю территорию.

40-летний Михаил Серебрянников и 44-летний Владимир Соколов

В последнюю очередь спасатели вытаскивали водителя КамАЗа. По словам Михаила, мужчину зажало в кабине и присыпало кирпичами — шансов выжить у него не было. Чтобы убрать технику, пришлось использовать расширители, гидравлические кусачки, силовые цилиндры и бетонорез. Разрезав КамАЗ на части, сотрудники МЧС погрузили его в специальный большой эвакуатор. Но автобус не помещался, и пришлось разрезать его на более мелкие части.

Полицейские на месте ДТП
Кран поднимает прицеп грузовика
Сотрудники МЧС на месте аварии

На месте трагедии они были до последнего и дождались поливочных машин, которые смывали кровь с асфальта, рассказал Владимир Соколов. Домой спасатели вернулись уже ночью — около 1:00.

ПАТП-4

После аварии на Сыропятском тракте в омских ПАТП прошли масштабные проверки. Корреспонденту НГС.ОМСК удалось попасть в ПАТП-4 и пообщаться с водителями. Когда прошли проверки, на предприятии стали появляться новые запчасти для ремонта и резина.

Через 2 дня после ДТП под стражу взяли директора ПАТП-4 Александра Чертоляса. Его обвинили по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц). Во время следствия и суда свою вину он отрицал. Родственников пострадавших, с которыми удалось поговорить НГС.ОМСК, обидело то, что у них не попросили прощения. Александр Чертоляс объяснил свою позицию в суде 16 мая 2017, когда с бумажки зачитывал последнее слово: «Ранее я не мог выразить соболезнования, так как с 26 июня [2015 года] был заключен под стражу, а с конца августа по решению суда находился под домашним арестом, мне было запрещено общаться со свидетелями и потерпевшими. Делаю это сейчас. Прошу принять мои соболезнования родственников, близких погибших и пострадавших из-за трагедии».

Александр Чертоляс произносит последнее слово в суде

Вместе с Чертолясом на скамье подсудимых оказался начальник автоколонны Валерий Коченевский. Напомним, лишь на прошлой неделе в Омском районном суде обоим вынесли приговор. Александра Чертоляса приговорили к 4 годам 10 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2,5 года. Валерию Коченевскому также дали 4 года условно с испытательным сроком 2,5 года. Кроме того, оба не смогут работать в транспортных компаниях 3 года. Заседание длилось более 9 часов.

Александр Чертоляс и Валерий Коченевский на приговоре суда

Но не все родственники погибших попали в суд. В разговоре с корреспондентом НГС пенсионерка Нина Никулина, потерявшая в ДТП мужа, рассказала, что хотела приехать на заседание, но её не предупредили.

«Я не могла ходить на каждое заседание и слушать про поперечный разрыв тела моего мужа. У меня был уже нервный срыв, я потом долго лежала в больницах, и даже ездила в санаторий, но на приговор хотела прийти. В результате узнала о нём из газет», — заявила женщина. Она считает виновными и Чертоляса, и руководство птицефабрики, которое не проверяло, кто возит сотрудников. Систему обвинила и дочь водителя автобуса Александра Любовцева Екатерина Духонина — отцу приходилось спать по 4 часа в сутки, при этом получал он около 26 тыс. руб.

Водитель автобуса: «Он не мог уснуть»

В марте 2016 года началось разбирательство по делу погибшего водителя автобуса ЛиАЗ — 57-летнего Александра Любовцева. Его родственники были уверены в его невиновности и считают так по сей день.

«Он был полностью погружён в работу и на всех семейных праздниках, говорил только о ней. Он 40 лет был за рулём, безопасность пассажиров была на первом месте. Я до сих пор помню его слова, когда пошла учиться водить: ″Не дай Бог ты кого-нибудь собьешь — это самый большой грех″. Вот чего он больше всего боялся, то и сбылось. Не мог он уснуть — не тот человек. А вот потерять сознание от жары да работы мог. Он часто спал по 4 часа и в отпуск должен был уйти в феврале. Ему не дали, попросили поработать до июня. Мы ему даже купили дачу в 10 соток. Он мечтал уже об отпуске, чтобы построить там баню, сарай, но его снова попросили перенести отпуск — на июль», — рассказала дочь водителя Екатерина.

Александр Любовцев

Во время суда пострадавшие и родственники погибших настороженно относились к семье Любовцева, но, по словам молодой женщины, трагедия сплотила всех. Екатерина познакомилась и пообщалась с каждой семьёй, у которой на Сыропятском тракте погибли родные.

«Не надо ругаться! У нас общее горе, мы должны объединиться, так проще будет пережить эту трагедию», — говорит пенсионерка Нина Никулина, потерявшая 58-летнего мужа Игоря, с которым прожила 30 лет.

Даже на надгробии водитель Любовцев изображён на фоне автобуса

Но Омский районный суд признал водителя автобуса виновным в ДТП, посчитав, что он должен был снизить скорость и остановиться, если у него ухудшилось самочувствие. «Я до сих пор считаю, что это [был] несправедливый суд. Проще обвинить, чем копать. Судья пропускала мимо ушей мнения о том, что у него мог быть инсульт или приступ. Просто нет медикаментозного способа, чтобы это доказать», — добавила дочь Любовцева Екатерина. Похоронили водителя в родном селе Астыровка в Горьковском районе. Даже на надгробии за ним стоит автобус.

Финансовая сторона вопроса

В июле 2016 года пострадавшие и родственники погибших заявили многомиллионные компенсации — от 1,5 до 5 млн руб., а в мае 2017 года Ленинский суд потребовал от ПАТП-4 выплатить 22 млн руб.

Как рассказала НГС.ОМСК жительница Кормиловки Нина Никулина, лишившаяся мужа — почётного донора России, через 2 дня после ДТП птицефабрика «Сибирская» выдала ей 18 тыс. руб. на погребение. Позже работодатель выплатил родственникам погибших и пострадавшим от 500 тыс. руб. и более. «Но я получила всего четверть от этой суммы — 125 тыс. руб. У моего супруга от первого брака остались взрослые дети. Сумму разделили на них, меня и нашего общего 30-летнего сына», — пояснила пенсионерка. Из заявленных к пассажирскому предприятию 5 млн руб. она получила 1 млн руб. Резервный фонд правительства Омской области, по словам женщины, обещал выплатить 1 млн руб., но перечислил 400 тыс. руб.

На месте аварии

Светлана Шейник, которая потеряла 52-летнего мужа Владимира, рассказала, что до сих пор не пришла в себя. Более того, женщине пришлось ходить по судам и делить жильё с родственниками супруга. «Здоровье подорвано, вся нервная система... Жить не хочется по сей день. На автомате ходишь, ешь... Я очень много лежала в больнице, потом ходила по поликлиникам и в санаторий ездила — ничего не помогает», — пояснила пенсионерка.

Вспоминая родных

В прошлом году родственники погибших собрались вместе в годовщину аварии и отправились на Сыропятский тракт. С ними поехал священник, чтобы провести панихиду. Посетили они и установленный на птицефабрике мемориал — мраморную доску с фамилиями их близких, а позже разъехались по кладбищам. В этом году 24 июня многие из них вновь поедут к могилам и вспомнят своих близких.

НГС.ОМСК
Фото mvd55.ru (1, 7, 8, 14), ГУ МЧС России по Омской области (6, 9), Ивана Рейзвих (10, 11), предоставлено Вероникой Каркула (2, 4, 5), Алексеем Прудником (3) и Екатериной Духониной (12, 13)
Инфографика Ивана Рейзвих


Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Мужской монастырь и дома, помогающие забеременеть: что посмотреть омичам в Тюмени за день?
Сергей Энквист
Корреспондент
Мнение
«Принятое решение изменит образ города на века»: историк выступил против жилой застройки у «Омской крепости»
Игорь Коновалов
Историк
Рекомендуем
Знакомства
Объявления