В Омске предлагают открыть школы с изучением казахского языка: в регионе проживают около 85 тыс. казахов. Совместный бизнес и обучение могли бы стать проще — считают сторонники замысла, а в региональном минобразования ждут «казахской инициативы». Тем временем казахи в Омске сами продвигают свою культуру и язык. О том, где в Омской области можно научиться говорить по-казахски и зачем это нужно — в материале НГС.НОВОСТИ.
В школах Омска и области предложили изучать казахский язык. С такой идеей выступил аким Павлодарской области Канат Бозумбаев 11 сентября на встрече с губернатором Омской области Виктором Назаровым. Представитель страны — одного из основных экономических партнеров Омской области — заявил, что омские казахи в школах должны изучать свой родной язык. По словам Бозумбаева,
Больше казахов в России проживает только в Оренбургской области.
Казахстан готов обеспечить поставку учебников в школы региона. «Будем договариваться, чтобы, не отрываясь от корней, граждане Российской Федерации казахской национальности знали свой родной язык, чтобы они могли поехать в Казахстан к своим родственникам и говорить на нашем языке», — сказал тогда Канат Бозумбаев. В итоге представитель Казахстана и губернатор договорились о сотрудничестве различного толка, но вопрос с уроками казахского остался вопросом. В министерстве образования Омской области отметили, что ждут реакции с казахской стороны.
«При условии наличия интереса со стороны казахов в изучении казахского языка все это может быть организовано в школах. Пока такого интереса мы не отмечаем, — пояснил НГС.НОВОСТИ пресс-секретарь минобразования Омской области Илья Крылич. —
Казахи в Омской области уже настолько обрусели, что не говорят на казахском языке, а что уж говорить об изучении этого языка в школах!
Но при наличии такого интереса организовать курсы элективные или иные по формату, но в рамках учебного плана, вполне возможно. У нас очень много школ в казахских поселениях в регионе, где на высоком уровне организовали преподавание казахского языка».
В Омске нет ни одной школы, где бы изучался казахский язык. «Эти школы должны быть в местах компактного проживания казахов в Омске. В городе не понимают, зачем это нужно, а вот в селах проще: в области таких школ около 11», — рассказывает редактор казахской газеты в Омске «Замандас» («Современник»), уроженец Павлодара Максим Споткай.
Так, уже более 20 лет казахский преподают в школе аула Каразюк в Нововаршавском районе — здесь, как и в остальных омских школах, казахский язык изучают как дополнительный иностранный, поясняет директор Каразюкской основной общеобразовательной школы Шолпан Сексембаева.
«Казахский язык мы преподаем с начала 90-х. Наша школа с этнокультурным компонентом — малокомплектная, на 55 учеников. В 5–8-х классах казахский изучается в неучебные часы — во время, отведенное для кружков, по 2 часа в неделю. В старших классах казахский изучается уже как самостоятельный предмет», — рассказывает директор школы. По ее словам, в поселке 100% детей — казахской национальности. «Казахский нужен детям. Мы давно тут живем и русский язык нам уже как родной:
мы говорим, думаем, пишем на русском языке, но, чтобы сохранить свой родной язык, нужны уроки казахского», — отмечает собеседница.
При этом в школе аула Каразюк параллельно с изучением казахского преподается и английский язык.
В Омске около 4 лет назад в школе № 100 уже пытались открыть казахский класс, рассказал Максим Споткай. Тогда, по его словам, класс так и не начал свою работу — не набрали детей казахской национальности.
Директор омского «Центра европейских и восточных языков Авантаж-Болашак» (компания «Джей энд Эс») Наталья Петрушенко заявила, что современному человеку для успешной работы полагается знать не только родной язык, но и два дополнительных — европейский и восточный. «Сегодня «рабочими» языками во всем мире считаются английский, испанский и немецкий. Таковы современные требования — английский сегодня должен быть уже «родным». В качестве восточного можно выбрать казахский — ежегодно для его изучения к нам обращаются около 30 граждан», — поясняет Петрушенко. «Для работы в соседнем государстве требуется сертификат на знание казахского по системе «Казтест» (аналог TOEFL. — И.А.). Изучение казахского полезно не только для трудоустройства, но и для ведения бизнеса, приобретения недвижимости — цели могут быть разные», — комментирует директор Центра. В целом же,
интерес к казахскому стабильный, но наиболее популярны сегодня китайский, испанский, английский, немецкий и даже японский языки.
Сенатор Игорь Зуга, который 2 года назад высказал идею открытия в Омске школ с изучением казахского языка, сейчас недоумевает: время идет, согласие со стороны соседней страны есть, но ничего так и не сделано.
«Можно было через посольство открыть эти школы, они бы и учебники предоставили. Я встречался с министром образования Казахстана, он сказал, что они готовы признать аттестаты этих школ и выдавать в них еще и аттестат казахского образца. Такого ведь нигде нет!» — возмущается сенатор. «После того как я предложил эту идею в Казахстане, я чуть ли не национальным героем у них был. При этом я не лоббировал чьи-либо интересы. Хотя почему бы соседей не полоббировать? Это же уважение к людям — не более того. Что такое 2–3 школы с изучением казахского для Омска? Например, слабая школа № 130, в районе ул. 10 лет Октября, недалеко от мечети: казахи могли бы профинансировать ее», — отмечает Игорь Зуга.
По словам сенатора, в этом микрорайоне среди 12 тыс. жителей много казахов. Школы с изучением казахского можно было бы открывать в таких «казахских кварталах». К тому же на казахском рынке, по словам Зуги, работает много омских компаний, которые сталкиваются с документацией на казахском. Поэтому, считает сенатор, введение казахского языка в отдельных школах могло бы поспособствовать расширению экономического пространства региона. «Тем более у нас единое таможенное пространство», — добавляет Зуга.
Ирина Акишева
Фото thinkstockphotos.com