Эта статья попала в подборку «20 лучших материалов NGS55.RU за 2021 год». Трогательные, веселые и грустные — в эти истории наши корреспонденты вложили свою душу. Мы рады, что некоторые из текстов смогли изменить жизнь наших героев к лучшему.
Человек, вложивший душу в любимое увлечение, всегда вызывает интерес. Один из таких людей — Дмитрий Зоря, живущий с семьей в поселке Солнечном. Более десяти лет он предан необычному занятию — созданию макетов железной дороги.
Еще в детском саду семилетний Дима, отвечая на вопрос журналистов «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», уверенно говорил, что будет железнодорожником. Частично его мечта сбылась. Окончив школу, он поступил в железнодорожное училище и защитил диплом по специальности «помощник машиниста электровоза».
Но поработать на этой должности ему не удалось. Когда молодой человек вернулся из армии в сложное для страны время, у него не получилось найти работу по своему профилю — не взяли. Так он ушел в сферу строительства, но его любовь к железной дороге и локомотивам никуда не делась.
— Помню, был как-то с друзьями в Германии. Зашли мы в игрушечный магазин и увидели на полках модели локомотивов. Сразу захотелось купить. За свой стартовый набор — локомотив с тремя вагонами — я отдал 100 евро. Приличные деньги для русского человека, — рассказывает Дмитрий.
Всё началось с небольшого макета на втором этаже дома. Именно там рождались первые идеи проектов.
Когда на свет появился сын Глеб, железную дорогу пришлось перенести в подвал. Маленький мальчик любил похозяйничать на железнодорожных путях отца. Как вспоминает Дмитрий, тогда моделькам локомотивов прилично доставалось. Сейчас Глеб повзрослел и помогает отцу создавать конструкции для проекта.
В подвале мы увидели гигантский по своим масштабам макет, работа над которым, по словам Дмитрия, занимает уже более десяти лет.
Это тщательно продуманная местность, на которой расположились железнодорожные пути с рассекающими по ним локомотивами, аккуратные домики с горящим в окнах светом, мосты и переезды, маневровые светофоры, знаки, отстойник со спящими вагонами, старый и новый вокзалы, угольная шахта с конвейерной лентой и многое другое, что можно увидеть, лишь внимательно приглядевшись.
— Из-за недостатка запчастей многие вещи приходится делать самому. Перрон, вокзал, мосты и светофоры сделаны своими руками. Здесь покупные только локомотивы, рельсы, дома и елки. Деревья тоже самодельные — из сорняка. Он красится, обсыпается искусственной травой. Весь проект создан в масштабе 1/87, — продолжает омич.
Большое внимание уделяется и людям, которые, на первый взгляд, едва заметны. Тут их много, и каждый занят своим делом.
Быть может, ночью, когда хозяева дома спят, этот созданный руками человека мир начинает жить своей жизнью. Легко представить, как проводник поезда с осуждающим взглядом регистрирует опоздавшего пассажира. Или сидящих в кафе товарищей, увлеченно обсуждающих какую-то тему.
Помимо удовольствия от любимого хобби, для Дмитрия это еще и разгрузка после рабочего дня.
— Бывает, устаешь на работе, доползаешь до кровати, ложишься на подушку, а сон пропадает. Тогда я ухожу в подвал. Родные спят, я никому не мешаю. Порой до 2–3 часов ночи чем-то здесь занимаюсь. На самом деле, это хорошо успокаивает нервы, когда ты что-то вырезаешь, рукодельничаешь.
Продолжая разглядывать макет, мы улавливаем всё больше сюжетных зарисовок: вот у моста гуляют коровы, а на другой части макета, где зимнее время года, браконьеры на «УАЗ-Патриот» застрелили оленя, желая поживиться незаконно добытым мясом.
А вот строители туннеля наткнулись на фантастическую находку: откопали разрушенный самолет времен Второй мировой войны.
— У нас была модель самолета, и мы ее куда-то хотели воткнуть. Железная дорога у нас современная, а самолет старый, 40-х годов. Решили, что строители его нашли случайно в зарослях, в горах.
Модели локомотивов, рельсы и другие детали для макетов очень сложно отыскать в России. Обычно их производят и продают за границей — в Германии, Чехии, Австрии. Благодаря знакомствам через интернет Дмитрий может приобретать нужные модели у других людей, которые так же, как и он, увлечены созданием макетов.
— Я нахожу модели в других городах. У кого-то ты покупаешь, с кем-то меняешься. Например, лежит у меня вагон без надобности, а другой человек в нем нуждается. Так и в обратном случае. Обмениваемся по почте. Очень долго я искал электричку австрийских железных дорог, ее недавно привезли мне из Тулы. Человеку подарили, а она оказалась ему не нужна.
В Омске людей, которые увлекаются созданием макетов, не так много — отыскать их помогает интернет. Сейчас к Дмитрию приезжают на консультации из города и области.
Пока на макете аналоговое управление, но в планах — перейти на цифровое, которое позволит расширить возможности проекта, сделав его еще более реалистичным.
— С помощью цифрового управления локомотив будет сигналить, станет возможным включать и выключать свет в салоне вагонов, с пульта можно будет стрелки переключать. Всё уже куплено и лежит несколько лет. Пока нет времени, чтобы подключить. Электрика, конечно, не совсем мое. Придется знакомых просить.
Супруга Дмитрия поначалу не особо разделяла увлечение мужа. Не обходилось и без скандалов. В течение долгого времени она вообще не заходила в подвал, но позже, увидев реальные результаты, стала относиться к хобби Дмитрия с пониманием. Теперь у нее даже появился любимый локомотив.
— Когда друзья и знакомые приходят в гости, она сразу зовет их в подвал — кое-что показать. Те, кто у нас в первый раз, пугаются, задаются вопросом: «Что же там такое?» А потом, когда видят проект, восторгаются. Сейчас, зная, что у нас есть железная дорога, они сами предлагают: «Димка, пойдем покатаем».