Одна из главных проблем сферы образования в Омске — нехватка кадров. Например, по данным на 15 марта в городе было открыто 737 педагогических вакансий. Если из этой цифры отнять пустующие места сотрудников детских садов, то получится, что около 500 специалистов требуется в школы. Мы спросили у пяти экс-учителей, почему они решили сменить благородную профессию и где теперь работают.
Степан Кошкарев, 29 лет, экс-учитель истории и обществознания
Степан Кошкарев на протяжении шести лет рассказывал ученикам о жизни первобытных людей, громких сражениях, о том, какие права есть у человека и что такое парламент. Он преподавал историю и обществознание для средних и старших классов в лицее № 137. Работать в школе ему нравилось. В первую очередь из-за общения с детьми и возможности научить их чему-то новому. Но несколько месяцев назад он уволился. Молодой человек устроился руководителем медиапроектов на информационный портал.
— Основная причина ухода — маленькая заработная плата. Дело не конкретно [в том], сколько платили мне, а во сколько оценивается труд учителя в принципе. Почти 3 года назад мне удалось выступить в Государственной думе по теме зарплаты учителей в регионе. На это обратили внимание на самом высшем уровне, но так ничего и не изменилось. Учительская ставка была 8500 рублей, она осталась почти такой и сегодня, — рассказывает Степан.
Еще одной причиной ухода из школы он назвал бюрократию, поскольку многое в работе было ориентировано на формальные показатели, а не на воспитание и образование детей.
Экс-учитель рассказал, что на новом месте работы зарплата значительно выше. Он не отрицает, что, возможно, когда-нибудь вернется в школу.
Леонид Гордя, 29 лет, экс-учитель истории и обществознания
Леонид Гордя тоже бывший историк. Его общий педагогический стаж — 3,5 года. Он преподавал в школах № 95 и 97. К своей работе бывший кавээнщик всегда подходил с креативом. Например, когда детей отправили на дистанционное обучение, а образовательные онлайн-платформы из-за большой нагрузки перестали работать, омич нашел альтернативные варианты преподавания. Он записывал для школьников короткие видеоролики по своим предметам с юмористическими мини-сценками и выкладывал на YouTube. Он рассказывает, что работу любил, даже несмотря на то что, по его мнению, «молодых и горячих» не хотели слушать. Неоднократно он размышлял об увольнении, но его останавливали мысли о детях, к которым он прикипел, и он не мог их оставить. Полгода назад знакомые предложили ему вакансию видеоинженера в омской телекомпании. Парень согласился, поскольку его всегда привлекала творческая работа.
— У меня родилась дочь, и я понял, что не смогу одаривать своей любовью такое количество детей. Ну и зарабатывать надо было начинать. В школе платили всегда по-разному. Я получал от 9 до 24 тысяч рублей. Подчеркну, что, чтобы получать 25+ тысяч, в школе надо жить. На новом месте работы зарплата на пару тысяч больше, но при этом объем работы в 100 500 раз меньше. Я пока еще учусь видеопроизводству, но тут много возможностей, — говорит Леонид.
Дарья Абаканова, 30 лет, экс-учитель русского языка и литературы
Дарья Абаканова преподавала детям с 5-го по 11-й классы русский язык и литературу. В школе № 72 она проработала учителем шесть лет. Больше всего она обожала обсуждать с детьми произведения русских классиков. Ей нравилось, когда ученики проникались историями героев и высказывали свои мысли. Любила девушка и внеурочную деятельность — организовывать праздники, ходить с учениками в театр, на каникулах выезжать классной компанией на природу. Повезло ей и с молодым коллективом — с коллегами ей было легко и интересно. Были и моменты, которые раздражали.
— Это огромное количество бессмысленной бюрократической бумажной работы, которая нужна непонятно кому и непонятно для чего: отчеты, какие-то списки, которые срочно нужно было сдать. Ну и, конечно, проверка тетрадей, но поскольку моим предметом был русский язык, то без этого обойтись было никак нельзя. Еще было чувство, что мои усилия не оцениваются по достоинству. Плюс ко всему, помимо основной работы, на тебя нагружают и другую. Притом ты получаешь какие-то копейки. В среднем я получала 22 тысячи рублей. Соотношение усилий и зарплаты печалило. Это было основной причиной, чтобы задуматься о смене деятельности, — говорит Дарья.
Так совпало, что мужу Дарьи предложили работу в Москве, и семья переехала. Сейчас девушка находится в поиске работы. Говорит, что учителям в столице предлагают зарплату в пределах 130 тысяч рублей. Сумма заманчивая, но из-за причин, которые она перечислила выше, возвращаться к преподаванию не хочет. Омичка рассматривает вакансии в сфере IT, где, по ее словам, потолка по оплате труда нет. Правда, для этого придется получить новые навыки и окончить курсы.
Андрей Артамонов, 29 лет, экс-педагог дополнительного образования
Андрей Артамонов окончил СибГУФК и магистратуру педуниверситета. В 2015 году он устроился педагогом дополнительного образования в школу № 96. Молодой человек вел внеклассную секцию по шахматам для детей младшего звена. За работу ему платили, как он выражается, смешную зарплату — чуть больше 12 тысяч рублей. На этой должности парень смог продержаться всего три месяца. Когда ему предложили хорошо оплачиваемую работу в Сочи ведущим в ночном клубе, согласился без раздумий, но преподавание не оставил. Параллельно устроился в сочинскую школу вести уроки по физкультуре для детей 4-х и 5-х классов. Говорит, что зарплата там была 25 тысяч рублей в месяц. В клубе за работу на выходных — в два раза больше. Из школы он ушел спустя три года. Парню не понравилось отношение руководства.
— Мне нравился процесс преподавания, но когда соприкасаешься с реалиями современного образования, многие плюсы перекрываются. Мы, молодые учителя, работали, что-то новое привносили, что-то создавали, но это не находило какого-то отклика. Был такой посыл — чтобы мы не высовывались, — рассказывает бывший педагог.
После увольнения он арендовал помещение и открыл собственный шахматный клуб для детей. Теперь его доход в месяц от собственного бизнеса составляет примерно 150 тысяч рублей.
Александр Шорин, 24 года, экс-директор школы и бывший учитель английского языка
Александр Шорин окончил педагогический университет, а после получения диплома по целевому направлению его отправили руководить Любинской школой в Нововаршавском районе. За работу он принялся с энтузиазмом: привлекал новых учителей — педагогов из соседних школ, знакомых из университета, чтобы хоть как-то закрыть кадровые дыры, решал проблемы с финансированием, привлекая индивидуальных предпринимателей. Местные бизнесмены помогли отремонтировать протекающую крышу и выделили деньги на проведение праздника в школе. Когда это было нужно, выполнял обязанности технического персонала: сам чистил канализацию и таскал ящики с продуктами для столовой. Через полтора года запал у молодого специалиста пропал, и он уволился. Одной из причин стали невыполнимые требования вышестоящего руководства. Оплата труда не соответствовала большой нагрузке. Официальный оклад директора школы составлял почти 23 тысячи рублей. Около 4 тысяч сверху он получал за ведение уроков по английскому языку.
— Просят повышать качество образования и эффективность труда, чтобы дети лучше учились, при тех же ресурсах и возможностях. Заставляют учителей работать лучше, увеличивать объем работы, а зарплаты всё те же. Для этого нужно, чтобы оплата труда была больше, даже не директорская, а педагогическая. Плюс недостаток материально-технического обеспечения — у населения нет ни компьютеров, нет интернета, а мы им должны что-то дистантом выдавать. Я устал. Достаточно слабые меры поддержки молодых специалистов. У меня подъемные 10 тысяч рублей. У простого педагога, который приходит после вуза, первые 3 года прибавка к зарплате плюс подъемные 30 тысяч — 10 местных и 20 областных, — говорит Александр.
Так парень переехал в Омск и устроился специалистом в компанию-провайдер цифровых услуг и сервисов.
— Сейчас моя зарплата немногим выше, чем была в школе, зато меньше ответственности. Я исполнитель и отвечаю только за себя. У меня нормированный рабочий день. Коллектив и руководство лояльны — хорошо относятся как к действующим сотрудникам, так и к новичкам, — поделился бывший директор.