После казанской трагедии мы в очередной раз задумались о безопасности в учебных учреждениях и задались вопросом: кто сегодня охраняет наши школы? Как выяснилось, однозначного ответа на этот вопрос нет — родители вправе решать, нужна ли школе профессиональная охрана, и зачастую отклоняют необходимость таких услуг еще на этапе обсуждения. В итоге у входа в школу вместо профессионального чоповца зачастую сидит обычный пенсионер. И многие родители считают такую ситуацию вполне приемлемой, поскольку у них нет желания оплачивать услуги охраны.
Обязаны ли родители платить за безопасность своих детей? Частично эту обязанность берет на себя городской бюджет. Как рассказали корреспонденту NGS55.RU в пресс-службе городской администрации, в омских школах сейчас установлены металлические рамки и тревожные кнопки вызова вневедомственной охраны — это такой базовый комплект системы безопасности, и функционирует он за счет средств из муниципального бюджета. Как сообщается в итоговом отчете Министерства образования, к 2019 году 94,2% омских школ были оснащены системами видеонаблюдения, а кнопками экстренной связи с выводом на пункты централизованной охраны Росгвардии — 90,3%. Все дополнительные услуги по обеспечению безопасности в омских школах оплачиваются за счет родителей. Это, прежде всего, дежурства профессиональных охранников. Тут родители сами решают, нужен ли школе такой сотрудник.
— Реализация дополнительных мероприятий по безопасности возможна только за счет финансирования из привлеченных источников. В настоящее время решение о необходимости привлечения специализированных охранных предприятий принимают на принципах добровольности сами родители обучающихся, — поясняют в городской администрации.
Как это работает на практике? Дневной пост охранника школы начинается в семь часов утра и заканчивается в 15 или 18 часов. Выходной у него всего один. Исполнителя школы ищут через муниципальную систему «Закупки города Омска». Как правило, договор с частным охранным предприятием заключается на один учебный год — с сентября по май, и по истечении этого срока родители учеников могут отказаться от услуг частного охранного предприятия. Дело в том, что далеко не все родители готовы платить за услуги частной охраны, а некоторые из них приравнивают такие взносы к поборам, хотя обычно речь идет о небольшой сумме — порядка 60–100 рублей в месяц. Например, в конце 2020 года родители учащегося первого класса школы № 135 обратились в прокуратуру с жалобой на то, что за услуги охраны с них взимают по 70 рублей.
— У нас был опыт работы с омскими школами. Но родители не готовы платить 80–100 рублей в месяц — в итоге отказываются. Директор звонила, извинялась чуть ли не со слезами за то, что школа больше не будет с нами сотрудничать. Нужно, чтобы школа платила хотя бы 35–40 тысяч рублей в месяц. Арифметика довольно простая: минимальная зарплата квалифицированного охранника в нашем регионе — 18–20 тысяч рублей. За меньшую зарплату никто работать не согласится. Плюс нужно еще прибавить к этой сумме налоги. 30 тысяч рублей в месяц для охранного предприятия — это работать в ноль. Я лично бывал на родительских собраниях, где принималось решение об охране школы. Пытался донести до родителей, насколько это важно. Но соглашаются с такой необходимостью единицы, — поясняет директор ЧОП «Гектор» Аскар Омаров.
По словам Аскара Омарова, нередко в тендерах на оказание услуг по охране омских школ принимают участие компании из других регионов. Конкуренция на этом рынке большая, и иногородние ЧОПы стремятся снизить цену — в итоге страдает качество услуг. При этом расторгнуть контракт бывает довольно сложно.
Школы, в которых нет профессиональных охранников, днем охраняются силами технического или административного персонала, а по ночам на дежурство заступают сторожа. Например, в школе № 97, по словам родителей, вахтером работает пожилая женщина.
— На охрану мы не сдаем. На входе сидит вахтер-бабушка. За счет родителей мы поставили турникет на входе, но, по-моему, дети даже этой карточкой не пользуются, — рассказала женщина.
В одной из самых больших омских школ — № 55 — с недавних пор также нет профессионального охранника. По словам родителей, там стоят металлические рамки, а за безопасностью учеников следят вахтеры.
— Охраны в школе нет. Раньше сидели сотрудники частной охраны в форме — тогда мы сдавали деньги на оплату их услуг, около тысячи рублей в год. Сейчас на входе сидят мужчина или женщина — они периодически меняются, — поясняет родитель ученика школы № 55.
По аналогичной схеме следят за безопасностью в школах № 132, 34, 97 и 23 — днем там работают вахтеры, а вечером их сменяют сторожа. Родители учеников гимназии № 159 приняли решение отказаться от охранника два года назад — раньше они ежемесячно сдавали за его услуги по 60 рублей.
В пресс-службе омской мэрии поясняют, что сейчас в департаменте образования ожидают поправок к требованиям по безопасности в школах, и, как только они появятся на федеральном уровне, в омских школах приступят к их реализации. Пока в омских школах действуют локальные документы по организации пропускного режима, например, в школе № 95 у учеников на входе сверяют записи в дневниках со школьным расписанием, а у родителей и сопровождающих проверяют паспорта. Для рабочих подрядных организаций, занимающихся в школе ремонтом, есть специальные списки, которые согласовываются с директором.
Директор компании «СТБ-Охрана» Юрий Суриков считает, что усилить систему охраны в омских школах вполне возможно, однако даже это не гарантирует учащимся полную безопасность. По его мнению проблема скулшутинга кроется не только в слабой охране, она намного глубже.
— У человека, который следит за безопасностью на территории школы, безусловно, должен быть определенный регламент действий. Он обязан четко понимать, кого и в какое время можно впускать в школу (например, только до 9 утра), а кого нельзя.
В идеале при входе может работать система контроля управления доступом, она будет идентифицировать всех, кто проходит через двери учреждения. Так, в здание не смогут проникнуть люди, которых нет в базе данных. Конечно, нужно оборудовать учебные заведения системами видеонаблюдения, с их помощью появится возможность выстроить процесс дополнительного контроля и анализа происходящего. В таком случае школа становится практически режимным объектом.
Теоретически организовать все вышеперечисленное возможно, однако, увы, ни один из этих методов не сможет уберечь нас от агрессивных людей с неуравновешенной психикой на сто процентов. Злоумышленник, например, может зайти на территорию школы во время урока физкультуры и устроить трагедию там.
Хочется верить, что ужесточение контроля за оборотом гражданского оружия положительно повлияет на ситуацию, но едва ли это решит проблему. Пока мы не будем относиться к воспитанию подрастающего поколения должным образом, ничего не изменится. Скорее всего, для стрелка из Казани те ужасные вещи, которые он совершал, были чем-то вроде игры, компьютерная игра, но в реальности. Это психически нездоровый человек, а суть этого кроется, думаю, и в его окружении, и в воспитании, в том числе. Проблема в том, что мы собираемся лечить болезнь, не зная причин этой болезни. А именно их нужно устранять в первую очередь, — отмечает Юрий Суриков.