Образование Колонки молодого учителя мнение Занимаются поборами и жалуются на зарплату: учитель ответил на претензии омичей

Занимаются поборами и жалуются на зарплату: учитель ответил на претензии омичей

Просить деньги у родителей учителям приходится из-за недостаточного финансирования школ

Многие родители недовольны тем, что им приходится заниматься с детьми уроками после работы

Под материалами про образование наш колумнист Степан Кошкарёв часто видит множество претензий к школам и учителям. Поскольку он работает учителем, то решил ответить на вопросы, которые скопились у общества к образованию, и рассказать об изменениях, произошедших за 30 лет бесконечных реформ и оптимизаций.

Школы — место для поборов


Каждый год я наблюдаю, как школы (да и всё образование в целом) хронически недофинансируются. Не выделяются деньги на содержание и ремонт зданий, а если это и делают, то не в полной мере. Школы вынуждены обращаться к родителям за помощью. А в это время в СМИ появляются сообщения от департамента образования, который предупреждает родителей, что если с них требуют деньги, то нужно срочно об этом докладывать в определённые органы.

Актёрская игра со стороны чиновников на высшем уровне! Каждый раз удивление, что где-то там «требуют» деньги на окна, парты, стулья, вокруг «поборы». А учителя, которые взаимодействуют с родителями, и директора остаются в дураках. При этом других источников на обеспечение работы школы, модернизацию материальной базы и безопасности просто нет.

В то же время, если образовательная организация не будет выполнять требования различных контролирующих органов, то её начнут штрафовать. А финансирования на эти цели часто не предусмотрено.

Важно помнить и то, что школьное образование переложили на плечи регионов. Обеспеченность у всех разная, но большинство из них имеют весьма скромный бюджет, в котором хватает денег исключительно на выплату небольших зарплат работникам, ну и на что-то по мелочи, если останется. Иными словами, современная омская школа просто не сможет существовать без поддержки родителей. Нужна безопасность детям? Охрана, турникеты? Говорят, что-то там есть в Конституции?! Нет, уважаемые мамы и папы, просим сдать! И так далее.

Это результаты образовательной политики последних десятилетий. В такой ситуации родителям стоит понимать, что не школа виновата в том, что у неё нет средств. Учителя не кладут деньги, которые собирают, в свой карман (хотя, вполне возможно, что отдельные случаи и были, но это исключение). Обвинять учителя в поборах — то же самое, что обвинять кондуктора в повышении цен на проезд.

Если родители недовольны, то должны, работая с органами власти, требовать увеличения финансирования образования.

Заложниками системы стали учителя

Учителя много зарабатывают!


На федеральных каналах и в отчетах Росстата доходы учителей выглядят весьма неплохо. Например, по итогам 2019 года средняя зарплата школьного учителя в России составила 41 116 рублей. В Омской области этот показатель в январе — июне 2020 года был на уровне 35 729 рублей.

Когда обычный человек видит такие цифры и слышит по ТВ заявления политиков о том, что проблем с оплатой труда педагогов нет, он удивляется, натыкаясь на статьи про низкие зарплаты учителей. Он даже возмущается, что педагоги и так получают неплохо, а хотят больше.

Но насколько эти цифры близки к реальности? В большинстве регионов учительская ставка на уровне МРОТ (12 130 рублей), а часто и ниже. Например, в Омске она около 9,5 тысячи рублей. От ставки и идет дальнейший расчёт заработной платы.

Учитель может получать 35 тысяч рублей, но это будет не одна, а две ставки или более, плюс классное руководство и далее по списку. Но дело в том, что при такой нагрузке качество обучения стремится к нулю, а это ещё один повод для недовольства родителей.

Как итог, реальная средняя зарплата учителя при нормальной нагрузке, которая позволяет сохранять качество образования в омской школе, находится в диапазоне 15–18 тысяч рублей. Много ли это? Достойно ли оценивается труд педагога в нашем обществе? Думаю, что ответ очевиден!

Учителя постоянно жалуются на зарплату, а чем они лучше других, чтобы получать большой доход?


Часто слышу, что труд учителя переоценен, что он и так неплохо оплачивается, что если люди хотят больше денег, то пусть идут в биз… на другую работу. Но нужно понимать, что в условиях современного мира и роста технологий образование становится определяющим элементом экономического развития. Именно школа формирует личность и закладывает базовые умения ребенка, необходимые для обучения. И от качества педагогов в школе зависит то, как дети усвоят материал. Учителя нам нужны, и без них никак.

Но любой созидательный, сложный, интеллектуальный и творческий труд должен хорошо оплачиваться. Труд учителя может быть для детей примером того, что хорошее образование обеспечивает достойную жизнь. Учителя не претендуют на миллионы, они требуют, чтобы их зарплаты соответствовали нормам. Сегодня они имеют нищенский доход. И проблему не решить простыми надбавками или доплатами за классное руководство, необходимо пересмотреть подход к оплате труда педагогов. В этом вопросе важна поддержка родителей, поскольку страдают от недооценки труда учителей прежде всего дети. И эта тема актуальна не только для школ, но и для вузов, детских садов, дополнительного образования.

Учителя помогают детям раскрыть способности к обучению

Учителя не хотят работать, почему я должен делать домашнее задание с ребёнком?


Сегодня из-за бюрократизации образования и больших нагрузок внимание учителя не сконцентрировано на учениках. Педагог, возможно, был бы и рад проводить больше времени с учениками, но физически ему сложно это делать. В работе он испытывает эмоциональное и психологическое напряжение, нагрузка на него высока, а средств на восстановление не хватает. Всё это приводит к быстрому эмоциональному и профессиональному выгоранию. Такой педагог в образе кричащей женщины скорее «опасен», чем полезен детям.

На высшем государственном уровне образование в нашей стране воспринимают как услугу (в последнее время были попытки это исправить). Но при услугах результат зависит от стороны, которая их оказывает. В образовании важны как учитель, так и ученик, а лучше, когда в нём задействованы ещё и родители. Главная же цель школьного образования — воспитание, а уже после — передача знаний, умений и навыков.

Несмотря на то что многие учителя не разделяют позицию о том, что образование это услуга, уже появились педагоги, которые подвержены такому подходу. Их отношение к образованию становится формальным (выдать материал, кто усвоил, тот молодец!).

Более того, некоторые родители проникаются идеями «образовательных услуг» и воспринимают учителей как прислугу, которая должна научить ребенка (на глазах у детей они позволяют себе оценивать внешний вид учителя, его личную жизнь, а руководство школ и чиновники увольняют и наказывают педагогов на всякий случай, во избежание скандалов). При этом абсолютно игнорируется тот факт, что и ученик много чего должен. Концепция образования поменялась. В советской школе детям давали готовые знания, сейчас ребёнок сам должен уметь получать знания. В этом новом подходе содержание образования уходит на второй план, главное — технология добычи знаний. Поэтому большой пласт работы уходит на самостоятельное обучение.

Советская школа давала другое образование

Труд учителя переоценен, школьные знания ничего не дают


Российская экономика пережила в 90-е деиндустриализацию и потеряла потребность в большом количестве высокообразованных людей. Потерялась связь между образованием и качеством жизни человека. Отсюда и шутки, что диплом для того только и нужен, чтобы резать на нем еду или подставлять под ножку шкафа. Это касается как высшего, так и школьного образования. Иногда ученики просто не понимают, зачем им что-то знать, учить историю, литературу, географию, химию, ходить на ИЗО или музыку, если это не принесет им денег.

Важно понимать, что проблемы образования не в конкретных школах или вузах, а прежде всего в экономике и обществе. Трагедия состоит в том, что всё сводится к максимальной прибыли и монетизации любой деятельности, в потере значимости знания и воспитания, которые не приносят денег. Но согласны ли вы с таким положением дел?

В качестве заключения


Я понимаю претензии к современному образованию. Однако далеко не всё в руках школы и учителей. Многие вещи зависят от условий, в которых живут современные педагоги и дети, и от направления развития, которое предопределило наше государство несколько десятков лет назад. Прежнюю систему образования тоже нельзя назвать идеальной, но она требовала скорее реформы, а не уничтожения. Сегодня есть вопросы, которые необходимо решать в первую очередь (это не только низкие зарплаты педагогов, но и нехватка кадров, а также бюрократизация образования), а для этого обществу нужно действовать сообща.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства