29 ноября воскресенье
СЕЙЧАС -14°С

«Положение учителей усугубится»: омский педагог — о низких зарплатах, законах и прививках от ковида

Он убеждён, что проблемы учителей должны волновать каждого

Поделиться

Сегодня учителя вынуждены перерабатывать, что не может не сказаться на качестве образования

Сегодня учителя вынуждены перерабатывать, что не может не сказаться на качестве образования

Поделиться

Степан Кошкарёв — молодой омский учитель и по совместительству помощник депутата Госдумы — уже неоднократно писал колонки для NGS55.RU. Когда мы узнали о том, что учителям планируют доплачивать 5000 рублей за классное руководство, то попросили его рассказать, как обстоят дела с зарплатами педагогов. В новой колонке Степан написал не только о плачевном положении учителей, но и о безрезультатных попытках изменить ситуацию на законодательном уровне, а также о перспективах нового учебного года в условиях пандемии.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Чуть больше года назад я выступал на публичных слушаниях в Государственной думе и рассказывал о причинах ухода из образования молодых специалистов в регионах.

Моё выступление поддержал и председатель Госдумы Вячеслав Володин, и прежний министр просвещения Ольга Васильева, а итогом слушаний стало голосование всех депутатов за постановление, содержащее вопросы, без решения которых невозможно обеспечить качество образования и воспитания детей в России.

Центральные проблемы: оплата труда педагогов, огромные нагрузки, бюрократизация образования, дефицит кадров, огромный разрыв в оплате за один и тот же труд в разных регионах.

С того момента прошёл целый учебный год, подходит к концу лето и уже приближается новый учебный год. В сентябре каждый политик не упустит шанса попиариться, не забудет поздравить учителей с Днем знаний, скажет много слов благодарности, но… всегда будет но. В нашем случае это «но» заключается в том, что ничего так и не было сделано для решения самых важных вопросов образования, которые стали озвучивать на федеральном уровне чиновники самых высших рангов. Я особенно выделяю момент с чиновниками, поскольку это означает, что эти вопросы обсудили не только на местах и поняли, что что-то не так, но проблемы публично признали и люди, отвечающие за развитие отрасли.

Об оплате труда и обсуждениях

В течение этого года было предложено и отклонено или пропало в обсуждениях несколько вариантов изменений оплаты труда педагогов (два МРОТ за одну ставку; 70% фонда оплаты труда учителей на оклады за одну ставку и 30% на надбавки — предложение Володина и Васильевой и т.д.).

Как итог, всё осталась без изменений, а значит, положение педагогов за этот год не только не улучшилось, но и стало значительно хуже, поскольку за это время мы пережили период самоизоляции, начало экономического кризиса, резкого роста цен и рекордного снижения реальных доходов граждан.

Причин отказа повышать зарплату педагогов было много, но в основном говорили о том, что запланированных на это дело денег нет. Однако попыток найти дополнительные средства на региональном или федеральном уровнях не было.

Иногда указывали на необходимость обсудить этот вопрос и затратить время на пересмотр законодательных актов. Но практика показывает, что дело не в этом. Например, изменения в Конституцию обсуждали всего несколько месяцев после объявления о необходимости реформы, а законодательные акты, которые вносят в федеральные законы под новую Конституцию, идут без особого обсуждения в количестве от 100 до 300 поправок.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Но было ли сделано хоть что-то? Да, было. С 1 сентября классные руководители начнут получать федеральную доплату — 5000 рублей. И тут мы натыкаемся на очередное «но».

Вместе с доплатой увеличится нагрузка на классных руководителей

Вместе с доплатой увеличится нагрузка на классных руководителей

Поделиться

Первое — эта доплата относится не ко всем учителям, а только к классным руководителям.

Второе — она не решает принципиального вопроса оплаты труда. Скорее, компенсирует ту работу, которую делает классный руководитель и которая сейчас в значительной части регионов не оплачивается достойно. Например, в Омске за одного ученика классный руководитель получает 40 рублей.

Третье — доплата в большей степени связана с поправками про воспитание в федеральный закон «Об образовании», которые подразумевают увеличение нагрузки на классных руководителей.

То есть принципиально вопрос об оплате труда так и не был решён. А ведь это центральный вопрос сегодня, поскольку от качества жизни педагогов зависит качество и самих учителей, и образования, и воспитания детей. Иными словами, вопрос касается каждого ребенка и родителя.

Рост зарплат приведет к сохранению сильных специалистов в отрасли и привлечению новых кадров. А низкая зарплата несет в себе ещё ряд проблем: неминуемое увеличение учебной нагрузки, а значит, повышение психологического и эмоционального напряжения, интеллектуального и творческого истощения, снижение концентрации на личности ученика и построении с ним здоровых отношений, снижение качества преподавания и т.д.

Низкая зарплата — это и мизерные отпускные. У меня есть знакомые педагоги, которые во время отпуска вынуждены были подрабатывать, чтобы дожить до следующего учебного года. Ни о каком отдыхе и речи не идет. В результате такой специалист получает накопление усталости и профессиональное выгорание.

Сегодня есть большое количество молодых учителей, которые хотят работать в школе, но каждый из них задает себе вопрос — а не уйти ли на работу с достойным доходом? Поскольку существовать на нищенскую зарплату просто невозможно.

О дефиците кадров

Без решения вопроса оплаты труда мы не сможем решить проблему дефицита кадров. Сегодня она в полной мере не так ясна, потому что один учитель может вести две ставки, а значит, формально острой нехватки учителей нет. Но это обман, поскольку педагог не должен работать за двоих.

Просто подумайте, какое может быть качество образования, если учитель ведет 30 (а часто и более) учебных часов? Если он сутками сидит в школе и света белого не видит?

О бюрократизации образования

За этот год так и не был решен вопрос о дебюрократизации образования. Уже давно педагогическое сообщество бьет тревогу и повторяет, что бюрократизация убивает образование и воспитание, делает его формальным. Но никаких существенных перемен не случилось. Анекдот о том, что учителя радуются, когда детей нет в школе, потому что можно поработать (то есть заполнить бумажки), всё так же актуален. И тут стоит сказать «спасибо» большому количеству проверяющих, контролирующих или курирующих школы органов власти, которые требуют ответы на запросы вчерашним числом.

Что ждет нас в новом учебном году?

В новом учебном году нас ждет новая реальность, которая ещё больше усугубит положение учителей, но никак не улучшит ситуацию с качеством образования и воспитания детей.

Новый учебный год не сулит улучшения ситуации

Новый учебный год не сулит улучшения ситуации

Поделиться

Начнем с того, что этим летом большинство учителей осталось без полноценного отпуска и отдыха, поскольку часть работало на голосовании по поправкам к Конституции, многие — на подготовке и проведении ЕГЭ. Отпуск был разделен, а, по сути, у многих его толком и не было.

Рекомендации Роспотребнадзора по организации обучения накладывают дополнительную ответственность на педагогов и увеличивают стресс у детей.

Уже сейчас можно предположить, что вакцинация учителей от COVID-19, которую объявили в Минздраве, будет проходить в добровольно-принудительном порядке. При этом к самой вакцине у медицинского сообщества большое количество вопросов.

Тенденция наращивания требований к учителю и его ответственности растёт, но повышения статуса профессии и укрепления прав и гарантий для педагогов не предвидится. И это действительно пугает, поскольку образование играет стратегическую роль в развитии экономики. Мы видим, что ситуация из года в год не становится лучше, а только ухудшается, что неминуемо будет приводить к оттоку сильных специалистов из отрасли. Из-за плачевного положения учительства дети не могут реализовать своё право на достойное образование. А это значит, что в решении принципиальных вопросов профессии должен быть заинтересован каждый человек.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК55
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ3
  • ПЕЧАЛЬ4

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...