Степан Кошкарёв — молодой омский учитель и по совместительству помощник депутата Госдумы — уже неоднократно писал колонки для NGS55.RU. Когда мы узнали о том, что учителям планируют доплачивать 5000 рублей за классное руководство, то попросили его рассказать, как обстоят дела с зарплатами педагогов. В новой колонке Степан написал не только о плачевном положении учителей, но и о безрезультатных попытках изменить ситуацию на законодательном уровне, а также о перспективах нового учебного года в условиях пандемии.
Чуть больше года назад я выступал на публичных слушаниях в Государственной думе и рассказывал о причинах ухода из образования молодых специалистов в регионах.
Моё выступление поддержал и председатель Госдумы Вячеслав Володин, и прежний министр просвещения Ольга Васильева, а итогом слушаний стало голосование всех депутатов за постановление, содержащее вопросы, без решения которых невозможно обеспечить качество образования и воспитания детей в России.
Центральные проблемы: оплата труда педагогов, огромные нагрузки, бюрократизация образования, дефицит кадров, огромный разрыв в оплате за один и тот же труд в разных регионах.
С того момента прошёл целый учебный год, подходит к концу лето и уже приближается новый учебный год. В сентябре каждый политик не упустит шанса попиариться, не забудет поздравить учителей с Днем знаний, скажет много слов благодарности, но… всегда будет но. В нашем случае это «но» заключается в том, что ничего так и не было сделано для решения самых важных вопросов образования, которые стали озвучивать на федеральном уровне чиновники самых высших рангов. Я особенно выделяю момент с чиновниками, поскольку это означает, что эти вопросы обсудили не только на местах и поняли, что что-то не так, но проблемы публично признали и люди, отвечающие за развитие отрасли.
Об оплате труда и обсуждениях
В течение этого года было предложено и отклонено или пропало в обсуждениях несколько вариантов изменений оплаты труда педагогов (два МРОТ за одну ставку; 70% фонда оплаты труда учителей на оклады за одну ставку и 30% на надбавки — предложение Володина и Васильевой и т.д.).
Как итог, всё осталась без изменений, а значит, положение педагогов за этот год не только не улучшилось, но и стало значительно хуже, поскольку за это время мы пережили период самоизоляции, начало экономического кризиса, резкого роста цен и рекордного снижения реальных доходов граждан.
Причин отказа повышать зарплату педагогов было много, но в основном говорили о том, что запланированных на это дело денег нет. Однако попыток найти дополнительные средства на региональном или федеральном уровнях не было.
Иногда указывали на необходимость обсудить этот вопрос и затратить время на пересмотр законодательных актов. Но практика показывает, что дело не в этом. Например, изменения в Конституцию обсуждали всего несколько месяцев после объявления о необходимости реформы, а законодательные акты, которые вносят в федеральные законы под новую Конституцию, идут без особого обсуждения в количестве от 100 до 300 поправок.
Но было ли сделано хоть что-то? Да, было. С 1 сентября классные руководители начнут получать федеральную доплату — 5000 рублей. И тут мы натыкаемся на очередное «но».
Первое — эта доплата относится не ко всем учителям, а только к классным руководителям.
Второе — она не решает принципиального вопроса оплаты труда. Скорее, компенсирует ту работу, которую делает классный руководитель и которая сейчас в значительной части регионов не оплачивается достойно. Например, в Омске за одного ученика классный руководитель получает 40 рублей.
Третье — доплата в большей степени связана с поправками про воспитание в федеральный закон «Об образовании», которые подразумевают увеличение нагрузки на классных руководителей.
То есть принципиально вопрос об оплате труда так и не был решён. А ведь это центральный вопрос сегодня, поскольку от качества жизни педагогов зависит качество и самих учителей, и образования, и воспитания детей. Иными словами, вопрос касается каждого ребенка и родителя.
Рост зарплат приведет к сохранению сильных специалистов в отрасли и привлечению новых кадров. А низкая зарплата несет в себе ещё ряд проблем: неминуемое увеличение учебной нагрузки, а значит, повышение психологического и эмоционального напряжения, интеллектуального и творческого истощения, снижение концентрации на личности ученика и построении с ним здоровых отношений, снижение качества преподавания и т.д.
Низкая зарплата — это и мизерные отпускные. У меня есть знакомые педагоги, которые во время отпуска вынуждены были подрабатывать, чтобы дожить до следующего учебного года. Ни о каком отдыхе и речи не идет. В результате такой специалист получает накопление усталости и профессиональное выгорание.
Сегодня есть большое количество молодых учителей, которые хотят работать в школе, но каждый из них задает себе вопрос — а не уйти ли на работу с достойным доходом? Поскольку существовать на нищенскую зарплату просто невозможно.
О дефиците кадров
Без решения вопроса оплаты труда мы не сможем решить проблему дефицита кадров. Сегодня она в полной мере не так ясна, потому что один учитель может вести две ставки, а значит, формально острой нехватки учителей нет. Но это обман, поскольку педагог не должен работать за двоих.
Просто подумайте, какое может быть качество образования, если учитель ведет 30 (а часто и более) учебных часов? Если он сутками сидит в школе и света белого не видит?
О бюрократизации образования
За этот год так и не был решен вопрос о дебюрократизации образования. Уже давно педагогическое сообщество бьет тревогу и повторяет, что бюрократизация убивает образование и воспитание, делает его формальным. Но никаких существенных перемен не случилось. Анекдот о том, что учителя радуются, когда детей нет в школе, потому что можно поработать (то есть заполнить бумажки), всё так же актуален. И тут стоит сказать «спасибо» большому количеству проверяющих, контролирующих или курирующих школы органов власти, которые требуют ответы на запросы вчерашним числом.
Что ждет нас в новом учебном году?
В новом учебном году нас ждет новая реальность, которая ещё больше усугубит положение учителей, но никак не улучшит ситуацию с качеством образования и воспитания детей.
Начнем с того, что этим летом большинство учителей осталось без полноценного отпуска и отдыха, поскольку часть работало на голосовании по поправкам к Конституции, многие — на подготовке и проведении ЕГЭ. Отпуск был разделен, а, по сути, у многих его толком и не было.
Рекомендации Роспотребнадзора по организации обучения накладывают дополнительную ответственность на педагогов и увеличивают стресс у детей.
Уже сейчас можно предположить, что вакцинация учителей от COVID-19, которую объявили в Минздраве, будет проходить в добровольно-принудительном порядке. При этом к самой вакцине у медицинского сообщества большое количество вопросов.
Тенденция наращивания требований к учителю и его ответственности растёт, но повышения статуса профессии и укрепления прав и гарантий для педагогов не предвидится. И это действительно пугает, поскольку образование играет стратегическую роль в развитии экономики. Мы видим, что ситуация из года в год не становится лучше, а только ухудшается, что неминуемо будет приводить к оттоку сильных специалистов из отрасли. Из-за плачевного положения учительства дети не могут реализовать своё право на достойное образование. А это значит, что в решении принципиальных вопросов профессии должен быть заинтересован каждый человек.
Согласны с автором?