Ольга Смирнова проводит экскурсию по предприятию: рассказывает иностранным гостям о производстве резиновых изделий, красок, аккумуляторных батарей и даже баллистических ракет. Это сейчас она без труда может переводить и общаться на профессиональном английском. А три года назад, когда она пришла сюда на должность технического переводчика, ей было сложно. И это несмотря на семилетний стаж работы учителем иностранного языка в школе.
— Мне было очень тяжело, потому что специфика работы и языка абсолютно другая, профессиональная. Здесь нужно знать термины. Я очень долго училась. Зато моя зарплата в разы больше. Но я не оставила насовсем преподавательскую деятельность и по-прежнему занимаюсь репетиторством после работы — мне это нравится. Я бы очень хотела вернуться в школу, но на другую зарплату, — делится омичка.
Ольга Смирнова окончила факультет иностранных языков в Омском педагогическом университете в 2010 году. По образованию она преподаватель английского и французского языков. После вуза устроилась учителем в школу № 47. Преподавала английский язык детям с первого по одиннадцатый классы.
— Когда нет ни опыта, ничего, тебя активно зазывают в школу работать, но по оплате нормальные суммы не предлагают. Моя зарплата была тысяч десять. Я устроилась на подработку в учебный центр и получала примерно столько же на курсах, которые вела три раза в неделю по 2 часа. Вкупе на 20 тысяч ещё можно было жить, — рассказывает Ольга.
Через три года учительница сменила школу, где за счет дополнительных часов её привычная зарплата удвоилась, однако подрабатывать на курсах Ольга не перестала.
— Могу сказать, что образование хиреет от того, что учителя мало получают. Там зарплата поднялась до 20 тысяч, у меня было много часов, я вела уроки у школьников с 5-го по 11-й классы. Дополнительную нагрузку в школе, например классное руководство, я брать не хотела, к этому нужно готовиться, и получается, что ты за эти 20 тысяч будешь весь день тратить и не сможешь подрабатывать, — продолжает Ольга.
Решение сменить сферу деятельности к девушке пришло после подписания нового трудового договора, в котором был прописан голый оклад без надбавок в 14,5 тысячи. Она уволилась и устроилась переводчиком с достойной оплатой труда.
— В работе учителя мне нравилось общение — я на это училась, знаю, как это делать. С детьми любого возраста умею находить общий язык. Зарплата — это единственный минус. Когда платежей только на 15 тысяч в месяц, а на что, собственно, жить? Не хочется работать, когда ты понимаешь, что это не оценивается. Сейчас труд учителя вообще сравняли с плинтусом. А ещё хотят, чтобы образование было на более высоком уровне, но зарплату нормальную не хотят платить, и думаешь — на фиг это нужно? — возмущена Ольга Смирнова.
Вадим Фаст — тоже в прошлом учитель. Преподавал географию и технологию детям с 5-го по 9-й классы в школе № 34. После окончания вуза в Казахстане приехал в Омск, чтобы поступить в магистратуру педуниверситета. Через три года из школы уволился. Причина всё та же — низкая заработная плата.
— Я не хотел жить хорошо только два месяца в году, когда приходит новогодняя премия, и за счет выпускных. Я как человек, который абсолютно ничего не имеет за душой, хотел зарабатывать, поэтому и ушёл из школы, — вспоминает Вадим Фаст.
Первый год Вадим как молодой специалист получал надбавки 20% от оклада, в целом выходило 12 тысяч рублей; во второй год с учётом надбавок в 40% — 20 тысяч рублей. На третий год учитель должен был получить надбавками 60%, но размер зарплаты остался таким же, как и в прошлом году, из-за меньшего количества часов — он взял классное руководство, которое отнимало много времени.
— За классное руководство платят не так много — чуть больше тысячи за работу с 30 детьми. Ты тратишь гораздо больше времени и сил, чем эта тысяча рублей, испытываешь моральное напряжение. Нагрузка возрастает в разы в плане ответственности, постоянного мониторинга и оценок, контроля поведения детей в школе, плюс документация, которую нужно сдавать вовремя: отчеты по успеваемости, посещаемости, ведение бухгалтерии столовой плюс контроль внешнего вида учеников, — продолжает Вадим.
Взять подработку из-за большой нагрузки он не мог.
— Это крайне сложно, потому что, если ты работаешь в школе, у тебя постоянные напряги. Если ты классный руководитель, то твоей личной жизни для других не существует. Родители могут позвонить в половину 12-го ночи, в 11 вечера, в 6 утра, даже если тебе, например, к 12 на уроки. В общем, я намного больше оцениваю свой труд, — подытоживает Вадим.
Полтора месяца назад он нашел себя в сфере продаж. Сейчас его оклад составляет 30 тысяч рублей плюс проценты за выполнение плана.
— Профессия учителя в моих глазах не потеряла авторитет, мне нравилось работать с детьми. Просто в денежном плане захотел большего, и я это получил, — закончил бывший учитель.
Если вы работаете в сфере образования и у вас есть интересные истории, а возможно, у вас возникли проблемы на работе и вы не можете разобраться в сложившейся ситуации, или крайне недовольны положением дел, пишите редактору рубрики «Образование» Анне Никитенко на почтовый ящик ra.1808@mail.ru.