В понедельник, 21 марта, на заседании координационного штаба по устойчивому положению экономики губернатор Омской области Александр Бурков поручил региональным Минсельхозу и Минэкономики разработать проект создания сети государственных магазинов. При этом на разработку проекта глава региона дал чиновникам правительства всего неделю.
Идея не нова: государственные магазины существовали при Советском Союзе — в эпоху плановой экономики. Цены в таких магазинах контролировало правительство, поэтому стоимость многих товаров на протяжении нескольких лет оставалась неизменной. Однако главной издержкой такого контроля был товарный дефицит, ведь количество выпускаемой в стране продукции тоже зависело от плана государства. Дефицитные товары чаще всего отпускали по талонам. В последние годы существования СССР, когда плановая модель экономики дала трещину, карточная система стала распространяться даже на товары, которые раньше были доступными. В перестроечные годы был принят закон «О кооперации», а чуть позднее, уже после распада СССР — закон «О свободе торговли», давший жизнь российскому ритейлу в таком виде, в котором мы знаем его сейчас.
Так почему же Александр Бурков заговорил о государственных магазинах? После всем известных событий омичи столкнулись с резким ростом спроса на некоторые товары и как следствие — дефицитом (прежде всего, это касается сахара), а также ростом стоимости продуктов. И хотя ряд торговых сетей, в частности «Победа», «Низкоцен», «Продукты 24» и «Триумф Плаза», добровольно ограничил наценку в 10% на молочные продукты, макароны, хлеб, масло, муку и овощи, глава региона заявил о планах создания магазинов, в которых социально значимые продукты и товары первой необходимости будут продаваться по фиксированным ценам. NGS55.RU поговорил о реализации такой идеи с экспертами — ритейлерами, экономистом и министром.
Известный омский предприниматель, совладелец сети магазинов «Победа», «Низкоцен» и Spar
Виктор Шкуренко считает, что в условиях высокой конкуренции в торговой сфере, убытков при реализации проекта по созданию сети госмагазинов избежать не удастся. По его словам, еще 20 лет назад продуктовым магазинам было довольно сложно выйти на прибыль, а с экспансией федеральных сетей ситуация значительно усугубилась.
— Мне кажется, что это не слишком реалистичные планы. Я знаю, что губернатор пока попросил только изучить этот вопрос, но если рассматривать его более глубоко, то вряд ли задача покажется реализуемой. Прежде всего этот проект требует инвестиций, ну или в нашем случае — бюджетного финансирования. Первая сеть, которую я создавал в 2000 году, стала прибыльной только после открытия пятого магазина. И это было в то время, когда конкуренция была гораздо ниже. А когда я запускал «Низкоцены», размер моих первоначальных убытков по курсу того времени составлял около 2 миллионов долларов, пока я наконец не вышел в плюс, — вспоминает Виктор Шкуренко.
Омский экономист Сергей Евсеенко считает, что для полноценной организации государственной торговли потребуется не один год — правительству придется внести изменения в региональный бюджет, организовать инфраструктуру и логистику. Он вспоминает, что в эпоху государственной формы торговли в Омске, как и в других городах, существовали базы снабжения и сеть так называемых холодильников, где хранились продукты — сейчас под эти нужды, как и под сами торговые точки, придется заново искать помещения.
— Это, наверное, отчаянный шаг, но не совсем логичный. Не совсем понятно, какая структура будет заниматься созданием этих магазинов — появится ли Министерство розничной торговли? Путь создания государственных магазинов возвращает нас на 30 лет назад. С госмагазинами тесно связан такой прием, как введение социальных карточек или талонов. Результат этого приема может быть только один — товары исчезнут совсем. Что касается мер воздействия на цены, то инструментов для этого достаточно. Есть Федеральная антимонопольная служба, есть общественные организации, в том числе и торговых работников. Помогать людям можно — социальными пособиями, повышением размера пенсий, а товаропроизводителям — увеличивать объемы производства.
«Договориться с ритейлерами можно за несколько часов, а с нуля организовать систему государственной торговли - куда сложнее»
Нужно найти источник финансирования, помещения, организовать логистику. Погасить негативные изменения на розничном рынке и отрегулировать то, что есть сегодня — намного проще. Все-таки у нас рыночная экономика, и нам нужно действовать рыночными методами, — убежден Сергей Евсеенко.
Генеральный директор торговой группы «Победа & SPAR-Омск» Дмитрий Шадрин отмечает, что государственным магазинам придется работать в условиях рыночной экономики и соответствующей ей законодательной базы. И они могут проиграть укоренившемся на рынке ритейлерам.
— Это ходьба по кругу, причем на моей памяти этот круг — уже сотый по счету. Я помню, что инициатива по созданию государственных торговых предприятий и необходимость создания доступных мест для ярмарочной торговли обсуждаются всякий раз, когда случается какое-то обострение в экономике.
«Но кто вообще сказал, что в этом есть хоть какая-то необходимость?»
Абсолютно у всех сейчас есть равные возможности представить свой товар. И если уж возвращаться в СССР, то разворачиваться к нему полностью. В рамках одного региона возвращаться к сети государственных магазинов, на мой взгляд, бессмысленно. Где брать товары? У независимых оптовиков, дистрибьюторов или просто на рынке? Но какой смысл создавать для этого государственную структуру? Ритейл прекрасно справляется с этими задачами. Никаких переживаний у меня по поводу возможного появления конкурента с низкими ценами нет — издержки будут такими, что цены в этих государственных магазинах будут выше, чем в магазинах других сетей, — поясняет Дмитрий Шадрин.
Виктор Шкуренко также считает, что процесс налаживания взаимодействия с потенциальными поставщиками для государственных магазинов может стать непростым.
— Это должен быть частный инвестор, потому что проект требует инвестиций и на первоначальном этапе. И какое доверие будет к этой системе, если она будет государственной — как поставщики будут с ней работать, кто им даст гарантии? Напомню, что в Омской области на данный момент больше 5 тысяч торговых точек. Поэтому я считаю, что
«если государственные магазины в Омске и появятся, то вряд ли у них будет большая доля и это каким-то существенным образом скажется на конкуренции»
К тому же для реализации такого проекта нужно немалое количество времени, и пока они всё это обсудят, проблема дефицита сахара и гречки будет неактуальна. Собственно дефицит и возник из-за вмешательства государства, которое попыталось искусственно сдержать рост цен, — поясняет Виктор Шкуренко.
Однако несмотря на некоторый скептицизм экспертов, областное правительство уже начало делать первые шаги в этом направлении. По словам министра сельского хозяйства Омской области Николая Дрофы, в конце прошлого года в пяти супермаркетах сети «Пятерочка» появились «фермерские островки» с сельхозпродукцией местных производителей — она продается без магазинной товарной наценки.
— Сейчас в рамках исполнения поручения губернатора мы отрабатываем вопросы, связанные с наполнением таких магазинов, думаю, они будут носить характер ярмарочной торговли.
«Сегодня мы собираем из районов информацию о фермерах, готовых предоставить свою продукцию»
Но говорить о том, что по итогу эти магазины будут представлены именно в таком виде, пока рано, — подчеркивает Николай Дрофа.