«Непримечательное унылое здание и фойе отдает советчиной», — отозвался один зритель о Пятом театре. И прибавил: «Но спектакли офигенные». На такую характеристику, пожалуй, не обидится и сам театр. В нем нет помпезности и притязаний на мнимую солидность, зато есть драйв, который однозначно по душе избалованному омскому зрителю. Доказательство простое — омич голосует рублем. Ведь если в старшей и престижной омской драме стоимость билетов начинается от 250 рублей, то в Пятом с вас спросят в два раза больше. И омич платит, несмотря на унылое здание и советское фойе. Как «пятка» стала культовой в столь юные года и в чем секрет, рассказывает корреспондент NGS55.RU Ирина Чернышева.
Из маленькой труппы в большой театр
В 1990 году режиссер Омского театра юного зрителя Сергей Рудзинский решил уйти в свободное плавание. Человеком он был ярким, харизматичным, и за ним последовала часть труппы — Лариса и Олег Чичко, Николай Пушкарев, Борис Руденко, Владимир Остапов, Татьяна Казакова, Людмила Ковальчук и Алексей Пичугин. Режиссер и актеры решили организовать свой театр (через 27 лет такую же штуку провернут резиденты ЦСД). Название пришло само собой — «Пятый театр». Он действительно стал пятым — в Омске уже были Академический театр драмы, Музыкальный, театр кукол «Арлекин» и «Галерка».
Ребята строили свое будущее. Базовой площадкой служил Дом актера им. Н. Чонишвили на ул. Ленина. Для нового театра актеры сами шили костюмы, придумывали и строили декорации, работали монтировщиками, осветителями, реквизиторами, радистами.
Сначала артисты ездили по деревням с концертной комедийной программой, параллельно репетировали спектакль «Поющий поросенок», потом начались репетиции спектакля «Мириам». Билеты тоже распространяли сами, ходили по школам, университетам. И омичи потянулись. Маленькая труппа начала участвовать в фестивалях, включая международные. В это же время у театра появился директор — Александра Юркова, бывший замруководителя омского театра драмы.
Первый удар по театру был нанесен в 1994 году, когда умер Сергей Рудзинский. Артисты собрали совет и решили продолжать его дело. Труппа начала путешествовать — Япония, Франция, Германия, Бельгия и так далее. Александра Юркова так продвигала труппу, что по числу поездок на фестивали Пятый обогнал все омские театры. Сама Юркова говорила, что Пятый театр открыт для режиссеров разных театральных школ и направлений России и Европы.
Вскоре на активных ребят обратили внимание власти, которые оценили авторитет Пятого у зрителей и сделали театр государственным. Ему дали здание — бывший ДК «Юбилейный», где труппа существует до сих пор. Сцена рассчитана на выступления коллективов, а не на театральные чудеса — нет машинерии, нет круга, нет театральной ямы, нет возможностей сделать зрелищный аттракцион. И Пятый театр начал брать экспериментами и авантюрами.
В 2002 году он устроил в Омской области первый фестиваль и назвал его «Молодые театры России». Участниками стали коллективы, которые появились на рубеже 90-х. Так началось фестивальное движение в Омске, сейчас свои фестивали есть и у других театров.
После Рудзинского театр периодически оставался без художественного руководителя, но это не влияло на его трудоспособность. У Александры Юрковой было потрясающее чутье на классных постановщиков и артистов. В репертуаре звучали имена российских мастодонтов, в том числе Сергея Пускепалиса и Алексея Маклакова. А потом активная, деятельная и любимая коллективом Александра Юркова скоропостижно скончалась.
— Хотелось бы думать, что мы еще посотрудничаем. С этим театром у меня теплые отношения благодаря его, к сожалению, ушедшему из жизни руководителю — Александре Илларионовне Юрковой. Моему огромному другу, товарищу, коллеге, — говорил Пускепалис, когда его пригласили на прощание с его постановкой — спектаклем «От красной крысы до зеленой звезды».
Жизнь без Юрковой
Это был 2016 год. Главного режиссера не было, и труппа осталась совсем без руководства. Все растерялись, а потом Минкульт объявил, что театр возглавит Никита Гриншпун — представитель легендарной театральной династии, номинант премии «Золотая маска», аристократ до мозга костей. Его спектакль «Шведская спичка» уже второе десятилетие с успехом идет в Театре Наций. В нем играет ныне известная киноактриса Юлия Пересильд. До смерти Юрковой он год работал в Пятом театре главрежем, но ушел в свободное плавание. Из-за трагических событий его позвали обратно — и глава областного Минкульта, и сами артисты. Форму правления изменили, и Гриншпун стал художественным руководителем — на него легла и художественная, и административная работа.
Новый худрук держал вектор, заданный Александрой Юрковой, — имидж современного и готового к экспериментам театра. В театре прошли лаборатории «Режиссура без цензуры XXI век» и «Молодые — молодым». Эскизы спектаклей были разными — часть из них казалось невозможным воплотить на сцене. Лаборатории были встрясками для артистов и зрителей — первые пробовали неожиданные формы, а вторых удивляли этими самими формами. Омичи стали привыкать к тому, что в Пятом театре можно увидеть самые внезапные вещи — будь то гоголевский «Нос» с почти обнаженным Станиславом Горенбахером или «Гроза» Островского, которая стала остросюжетным триллером.
Творческую работу Никита Гриншпун отдавал на откуп приглашенным коллегам. Сам он поставил один спектакль — «Человек из Подольска», который по сей день крепко стоит на сцене Пятого театра.
— Это одно из самых оригинальных решений. Хореографические и музыкальные элементы очень неожиданные. Классно! Интересная получилась концовка, неожиданный ход. Спектакль не воспроизводит полностью текст пьесы, есть отступления и сокращения, но в целом очень зрелищно. Я не представлял себе, когда писал, что эти персонажи станут фактически музыкальным ансамблем. Эффект неожиданности получился мощным. В спектакле очень сложные актерские работы. Я это понимаю, — делился автор «Человека из Подольска», писатель Дмитрий Данилов.
В тот же год на Никиту Гриншпуна завели уголовное дело. Его судили по двум статьям: растрата и дача взятки.
Следователи утверждали, что с 2016 по 2018 год Никита Гриншпун заключал контракты на услуги художника по свету на подставное лицо, а полученный гонорар (всего набралось 1,3 миллиона) забирал себе. Сам Гриншпун говорил, что платил себе не просто так — свет действительно ставил он. Это подтвердили артисты. А вот взятку он якобы брал со своего старого друга, который работал в Пятом театре режиссером. В деле написано так: Никита Гриншпун помог Шибаеву устроиться на работу. Все спектакли ставил он сам, а с друга брал деньги за неувольнение. Гриншпуну получилось заработать на этих взятках 4,2 миллиона рублей. Его приговорили к 5,5 года колонии строгого режима. Апелляция смягчила наказание до 4,5 года строгача. Еще режиссеру придется выплатить штраф в 8,49 миллиона рублей.
Вернемся к моменту, когда к Гриншпуну пришли следователи. Культурный Омск привыкал к мысли, что именитому режиссеру грозит колония, а Минкульт срочно искал нового руководителя. Царила пандемия, и нужен был опытный человек, который, во-первых, справится с внезапным закрытием учреждения, во-вторых, разберется в документации, которую ранее прочесали следователи. Этим человеком стал Илья Киргинцев. В биографии — должность советника руководителя омского управления культуры и искусства, советника генерального директора Радиозавода им. А. С. Попова. А с 2012 по 2020 год он организовывал крупные мероприятия для «Газпром нефти» в разных городах.
Киргинцев стал директором, а на должность главного режиссера пригласили Максима Кальсина. В Пятом театре он когда-то поставил «Географ глобус пропил», и этот спектакль был одной из визитных карточек репертуара. После скандала с Гриншпуном назначение Кальсина стало максимально логичным. У сменщика была безупречная репутация, богатый багаж и принципы академического чинного театра. С приходом новых руководителей Пятый театр стал умело мешать военные драмы и экспериментальные вещи. Фестиваль «Молодые театры России» превратился в «ЛиТЕрАТуРу». На первый фестиваль в Омск приехали постановки по прозе, на второй — по киносценариям.
В прошлом году Кальсина сменили на Людмилу Исмайлову — ныне бывшего главрежа Русского государственного драматического театра Стерлитамака. Сначала она обворожила Илью Киргинцева спектаклем «Страна Айгуль», который приезжал на «ЛиТЕрАТуРу». Потом она взбудоражила омичей постановкой Пятого театра — «Отцы и дети». Режиссер отказалась от идеи конфликта отцов и детей и вывела на первый план идею, что даже отрицающий человек приходит к тем же ценностям, что и лояльный. Никаких классовых вопросов в спектакле нет, зато добавлен притягательный эротизм — Евгений Базаров периодически был топлес, а Анна Одинцова демонстрировала роскошную фигуру в прозрачном наряде. В итоге Исмайлову пригласили в наш город на работу.
Самые горячие фантазии
Независимый государственный театр — оксюморон, но так называют «пятку». Заслуженный артист РФ Владимир Остапов рассказывал, что изначально Пятый планировался как театр несыгранных ролей. Сергей Рудзинский хотел приглашать старшее поколение из омских театров, чтобы они исполнили роли своей мечты. Но театр быстро обрел известность именно экспериментального. Казалось, будто режиссеры соглашались на работу в Пятом, потому что здесь можно было исполнять все свои фантазии. По сути коллектив творил то, что делают сейчас частные театры и чего не делал ни один театр в Омске. Однозначного мнения на репертуар нет. Кто-то теперь ходит только в «пятку», а кто-то презрительно относится к учреждению, даже его не посещая. Достаточно вспомнить жалобу на название спектакля «ShЛЮxИ — He oGoHЬ». Один из прохожих так возмутился, что потребовал снять растяжку с рекламой постановки со здания. В тот раз Минкульт пошел навстречу, что театралы расценили как слабость.
На сцене уживались разные жанры и имена: «Баба Шанель» по пьесе екатеринбургского драматурга Николая Коляды, чеховская «Дуэль», «Завтра была война» по повести Бориса Васильева, «Игра на выживание» Дарио Фо и так далее.
Именно Пятый театр в 2019 году первым поставил спектакль об Омске. Постановка Дениса Шибаева называлась «Про город». Героями стали маркеры омской идентичности: Егор Летов, Федор Достоевский, скульптуры Степаныч и Любочка, Александр Колчак, а еще ХК «Авангард» и мем «Не пытайтесь покинуть Омск». Спектакль долго не прожил, и в 2023 году появилась другая постановка о нашем городе. На этот раз основанная на интервью с жителями Омска. Центром повествования стали люди, а создатели позиционировали постановку «Омск. Люди» как признание в любви к городу.
В 2021 году Омский государственный Пятый театр открыл экспериментальное «Пространство 25». В этом проекте создатели либо сами придумывали формы для спектаклей, либо брали те, которых в Омске еще никто не знал. Куратором проекта стала ныне бывший замдиректора Пятого театра Екатерина Кулакова. Первой ласточкой стал театральный перформанс-игра «Это мы|Это вы». Потом — первая в России постановка в жанре ASMR. В спектакле «Одиночество» зрители в наушниках слушали текст Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества», а актриса Ксения Огарь пластикой передавала эмоции истории.
— Такой жанр в России не очень развит, его почти нет. Дело в том, что, когда возникла пандемия, театр начал искать новые способы жизни. В результате любого поиска театр эволюционирует и начинает пользоваться новыми технологиями, — говорил режиссер «Одиночества» Денис Шибаев на «Культурном завтраке».
Далее состоялся первый в нашем городе спектакль в жанре автофикшен «Артем Томилов». Автофикшен — это сложный жанр литературы, где писатель использует моменты из собственной жизни и свой опыт. Это не мемуары, но и не выдумка. Пятый театр попробовал внести этот жанр в театр, создав новую форму для омского зрителя.
Затем была «бродилка» по театру — спектакль «Зумеры». «Бродилок» сейчас много, это популярный формат. Здесь фишка была в том, что его объединили с документальным театром — героями спектакля стали представители поколения Z, на основе рассказов которых режиссеры и драматурги собирали материал.
Последней постановкой стал спектакль «Как перестать стесняться и полюбить себя». И снова жанр, которого еще в России никто не пробовал, — тренировка. Зрителей пригласили выйти за пределы театра и стать непосредственными участниками действия. Название жанра не подразумевало метафор. Зрители действительно делали разминку, пробежку, упражнения на коврике, аэробику и параллельно в наушниках слушали исповедь главного героя — тренера.
После ухода Екатерины Кулаковой из театра появился другой проект — «Человек Играющий». Это спектакли, которые созданы исключительно силами самих актеров. В этих постановках они выступают не только в привычной роли артистов, но и в роли авторов, режиссеров и художников. Последняя новинка Пятого театра — проект «Читаем в «Пятом»». Один раз в месяц артисты будут устраивать читки пьес современных драматургов. Первое мероприятие было даже не читкой, а эскизом пьесы Светланы Баженовой «Миф о Сизифе». Светлана Баженова — омичка, но считается выпускницей екатеринбургской школы Николая Коляды.
Сейчас в репертуаре Пятого театра жгучая смесь. В основном драматические театры останавливаются на привычной драматической форме, но не здесь. У Пятого есть мюзикл «Джейн Эйр», для которого с актерами занимался педагог по вокалу, а материал стал российской премьерой. Есть пластический спектакль «Берегиня» в постановке создателя театра пластики «Человек» Игоря Григурко. Артисты несколько недель проходили тренинги по движению, чтобы не травмироваться на сцене, а в постановке звучат русские песни в современной аранжировке.
— Только в мой второй приезд в театре поняли, что актеры должны петь и танцевать одновременно. А этого, наверное, никто не ожидал. Но мы попробовали, и, думаю, сейчас руководители театра будут счастливы, что у них такая команда. С такой командой можно делать чудеса. Эти артисты пластические. Если бы они не были пластическими, спектакля бы не получилось. Они настолько чутко пластические, что это фантастика. Работать с такой командой — не просто удовольствие. Можно сказать Богу спасибо за то, что мне так повезло. Не всем так везет. Ребята выкладывались не на 100, а на все 200 процентов, — говорил Игорь Григурко.
Есть в репертуаре «Лысая певица и что-то еще», где около 20 минут зрители смотрят сценический бой трех актеров. Есть «Солнечный удар» по одноименному рассказу Бунина, в котором всего несколько строк прямой речи, а артисты Александр Боткин и Алена Фёдорова играют любовь лишь взглядами и движениями тела.
Сегодня Омский драматический Пятый театр умудряется брать на себя ответственность за сразу большое количество жанров и форм. Пожалуй, это единственный театр в Омске, где в фойе можно встретить парня с татуировкой над бровью, а рядом будет стоять почтенная дама в вечернем платье.
— Это круто. Это значит, что наш диалог интересен различным возрастам, гендерам, социальным слоям и так далее. Это очень здорово, мы к этому стремимся. У нас очень разнообразный репертуар. И мы, конечно, держим планку высокого драматического искусства. Да, очень просто поставить двадцать комедий, а еще лучше комедий-положений, где всё происходит в кровати или шифоньере, или шкафу, и всем будет смешно. Но это не тот театр, который нужен нам и нашему зрителю, — настаивал директор Илья Киргинцев.
А кто тут красавчик?
С самого первого состава остался только Владимир Остапов — жемчужина Пятого театра. Сейчас труппа Пятого театра как на подбор. Даже если не нравится спектакль, то можно любоваться артистами. Они танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах и умеют справляться с самыми неожиданными ролями.
Особое умение руководства Пятого театра в разные годы — это давать шанс артистам, которые по какой-то причине оказались в сложной ситуации. Когда-то это произошло с Егором Лябакиным и Дмитрием Исаенко, которые ушли из ТОП-театра вместе со всей труппой. Лябакина полюбили приглашенные режиссеры, он сыграл основные роли в спектаклях «Хороший парень», «Неодушевленная Галина номер два», «Лысая певица и кое-что еще» и так далее. Исаенко раскрылся не так давно, и его бенефисом стала постановка «Отцы и дети», где он играет Евгения Базарова.
Потом Илья Киргинцев пригласил в труппу Веронику Крымских, которая оказалась в числе тех, кому новый главреж ТЮЗа Анастасия Старцева не продлила контракт. А в этом сезоне в Пятый из театра юного зрителя пришли Полина Романова и старожилы ТЮЗа — Олег и Лариса Чичко, у которых тоже возникло недопонимание со Старцевой. Супружеская пара по факту вернулась — они были в числе создателей Пятого театра. Еще одно неожиданное «приобретение» — Владимир Девятков. Театралы давно потеряли его из виду, после того как он попрощался с академическим театром драмы, а потом и с «Галеркой». Сегодня в труппе 35 артистов — молодые, взрослые, зрелые — разные.
20 февраля артисты выйдут на сцену в спектакле-концерте «Сергей Рудзинский. Дом, который построил он» (16+). Его сыграют всего один раз. В этом году исполняется 30 лет, как не стало легендарного режиссера, создателя Пятого театра.