Не так много рекламных песен западает в душу. Но слова «"Тач-салон", "Тач-салон", мы украсим и окна и дом» помнят многие омичи. По вечерам на набережной Оми, в Воскресенском сквере, можно заметить мужчину с гитарой. Вокруг скапливаются зрители. Они с улыбкой подпевают известные песни, в том числе и слова из той самой рекламы салона домашнего текстиля. Сколько за нее заплатили, как работать со звуком в рекламе и легко ли расти творческому человеку в Омске — NGS55.RU рассказал омский музыкант Алексей Гализдра.
Алексей Гализдра — третий сын в семье. Первым музыкальным инструментом, который он освоил, была гитара. В 5–6 классе он ходил по пятам за старшими братьями и доставал их тем, чтобы они научили его играть на гитаре. В итоге он добился своего — старший брат взялся его учить. «Показал эти волшебные три аккорда. Ну и понеслась», — с улыбкой вспоминает Алексей. Он добавляет, что страсть к музыке всегда жила в нём.
«С первых классов школы я знал, что буду музыкантом. Мне тогда казалось, что это мое. Это я сейчас в этом сомневаюсь, а тогда — нет»
— Когда музыка начала приносить вам доход?
— Я долгое время не думал о том, чтобы зарабатывать только на музыке. Перед армией был рабочим. Потом, со временем, начались более серьезные отношения с музыкой. Квалификация повысилась, поэтому мог поигрывать и на подменах в других коллективах. Иногда играл и в ресторанах, и на танцах. С коллективом «Мамочка» объездили полстраны. Были гастроли, какие-то заработки.
Потом уже началась эра, которая связала меня с телевизионной сферой и рекламой. Я попал в одну прекрасную компанию, которую потом переименовали в «Калашный АРТ». И там я был композитором, писал для роликов музыку. Потом стал штатным звукорежиссером и по сей день не перестаю заниматься рекламной работой. Много пишу голоса для радиостанций, для рекламных роликов, для фильмов — рекламных и не рекламных, туда же пишу музыку. Студийная работа в моей жизни занимает очень много времени.
— Без музыки вы бы не пошли в сферу рекламы?
— Да вряд ли, реклама меня привлекала в большей степени тем, что это связано с музыкой. В силу того, что я занимался в рекламе шумами, звуком, текстом. Изучал разные техники работы со звуком, ведь прогресс не стоит на месте. Приходилось учиться разбираться в новых программах, придумывать новые шумы и как-то их записывать в студии. Это интересная работа на самом деле.
— А какие трудности были при первых заказах в сфере рекламы?
— Как и все люди, столкнулся с дедлайнами. Когда тебе завтра сдавать какую-нибудь работу, а ни одной мысли в голове нет. Нужно как-то собраться и всё равно успеть всё сделать. Сложность в том, что не всегда творчество можно так просто выдать. Например, мне нужно передать в музыке определенное настроение. У меня в голове начинают возникать какие-то образы, думаю, как бы это могло звучать, как кто-то бы спел эту песню, как кто-то бы придумал эту песню. И так немного со стороны смотришь внутрь себя, и в итоге что-то получается. Опять же всегда по-разному. Это такая штука субъективная. Как и всё, что относится к музыке.
«Музыка — это вообще волшебная вещь, никакой линейкой ее не измеришь»
Даже несмотря на то, что вся она подчинена определенным законам, закономерностям. Математику там можно с легкостью применять. Но тем не менее музыка в значительной части — это волшебство.
— Расскажите о создании песни «Тач-салон».
— Я человек универсальный: пишу и текст, и музыку. Заказчик рассказал про ткани, что они из Турции. Дня три или четыре потратил на создание песни. Вот опять же были сложности, потому что нужно было уложиться во временные рамки. Получается, я со своей задачей справился, раз уж всё это уже превратилось в мем и столько лет живет на рынке. Тогда у меня еще не было собственной студии, поэтому песня записывалась у коллег на радио.
— Сколько получили за эту рекламу, если не секрет?
— За работу получил сто долларов и потратил их на жизнь.
— Было ли такое чувство, что реклама уже достала?
— Кто-то из древних сказал: «Найди себе дело по душе, и ты не будешь работать ни одного дня в жизни». Я люблю свою работу, мне в этом смысле очень повезло. Мне нравится и реклама «Тач-салона». Единственное, что я с течением лет критически смотрю на то, как это технически было сделано, как спето. Потому что я свой голос и так не люблю, а в той рекламе он вообще какой-то безумный был. Я бы сейчас всё переделал, я имею в виду музыкальную составляющую, перепел бы по-другому. Можно, кстати, сделать какой-нибудь ремикс, почему бы и нет.
— Я поигрываю в скверике почти каждый вечер. Колоночки, гитарка. Каждый раз пою «Тач-салон». И когда дохожу до строчки «Спешите зайти куда?», народ хором: «В "Тач-салон!"». Я говорю «О, омичи никуда не делись, отлично». Народ смеется. Музыкант же должен дарить какие-то эмоции людям, которые его слушают. Поэтому пытаюсь шутить иногда.
В студии сидишь годами, ничего не видишь. И когда стал выходить играть на улицу…
«Кто-то остановится, кто-то послушает, кто-то положит сто рублей. Это вот ровно то, чего ты стоишь как музыкант»
Соответственно, если ты плохо это делаешь — никто не остановится, никто тебе не заплатит за эту работу. Можно сколько угодно говорить о раскрутке, о том, чтобы стать звездой. Но самый прямой способ оценить, чего ты стоишь, — это выйти на улицу и посмотреть, что сделают люди в ответ.
Мне, наверное, такое музицирование все-таки ближе. Вышел, поиграл, что тебе нравится. Нашел единомышленников, которые тебя послушают. Всё. И у тебя есть ощущение, что ты не зря на этом свете живешь, и людям нравится.
— Представьте, если бы вы решили не связывать жизнь с музыкой. Кем бы вы работали?
— Я со стопроцентной уверенностью был бы поваром, потому что я очень люблю готовить. И поесть тоже, соответственно. (Смеется.) Я готовлю часто и с радостью, почти каждый день.
— Почему решили уйти в сферу рекламы, а не, например, продвигаться дальше как индивидуальный исполнитель?
— Это не так-то просто. Опять же, это Омск. Однажды я был на конкурсе в Ялте, как раз, где Леня Агутин занял первое место, а у меня был приз зрительских симпатий. И [Игорь] Крутой с [Ларисой] Рубальской позвали меня в проект. А у меня как раз тогда была группа «Мамочка», которая в итоге распалась. Они меня позвали, я говорю: «Да, давайте, у нас классная группа "Мамочка", давайте что-нибудь поделаем», а они говорят: «Нам группа твоя не нужна, а вот с тобой давай что-нибудь поделаем». Говорю: «Я без ребят не поеду» — и в итоге никуда не поехал.
О решении Алексей не жалеет. Говорит, что ему до сих пор не особо нравится публичность. Даже несмотря на то, что он сейчас в какой-то степени публичный человек. Как и любому артисту, ему интересно внимание публики, но проявляется это у него не так ярко. За мировой популярностью он никогда не гнался — ни тогда, ни сейчас. «Надо ценить то, что есть», — подчеркивает музыкант. Сейчас ему комфортно живется, и это он считает главным.
— А что главное в песне: чтобы она нравилась вам или аудитории?
— Я не очень люблю популярную музыку и очень не люблю шансон, хотя полжизни им занимался. Популярная музыка нехороша тем, что она, как правило, очень простая, со множеством повторений. И это говорит о том, что она недолговечна, в отличие от нестареющей классики. Чем примитивнее она сделана, тем больше цепляет. В этом смысле я люблю музыку посложнее.
Мне очень нравится работать над рекламной музыкой в силу того, что она ограничена определенными рамками. Если ты пишешь обычную песню, то вот тебе о чем-то подумалось, и ты об этом пишешь. А в рекламе всё немного иначе: у тебя есть жесткие рамки, как правило, временные, потому что все хотят, чтобы максимум информации уместилось в 20–30 секунд звучания. И вот ты начинаешь придумывать, потому что у произведения должно быть начало, развитие, логический конец. Темп увеличивать до бесконечности нельзя, в темпе тоже какая-то логика должна быть, поэтому приходится что-то придумывать.
Иногда сложно, конечно, работать с заказчиком, потому что заказчик не всегда понимает, чего он хочет. И когда я говорю ему: «Дайте мне референс, дайте мне что-то похожее на то, чего вы хотите», они пожимают плечами. Сначала самое главное — понять, чего хочет заказчик. Время звучания, что мы хотим донести, кто эти люди, которые будут покупать продукт. Когда ты начинаешь себе представлять картину, тогда всё и начинает вырисовываться. Это непростая работа со всех сторон, и именно этим она хороша. Хотя в рекламе, как и в популярной музыке, тоже часто используются повторы и принцип «чем проще, тем лучше».
— Вас часто приглашают в жюри на музыкальные конкурсы. Как вам творчество молодых музыкантов?
— Юные музыканты в большинстве своем еще мало чего из себя представляют. Я сам таким же и был. Это нормально, самое-то главное, чтобы глаза горели. Со временем, если не бросать, всё получится. У многих людей есть ошибочное представление о том, что музыка — это несложная вещь. Встал с гитаркой, что-то там поделал. На самом деле это, как и любое дело, требует работы над собой. Поэтому я бы посоветовал сто раз подумать, прежде чем начать чем-то заниматься. Во всяком случае, в нашем замечательном городе для музыканта работы не очень много. Если только не стать какой-нибудь звездой, но, чисто математически, шансов немного.
«Поэтому я всем музыкантам советую уезжать из Омска, если они чувствуют в себе силы заниматься музыкой»
Если вы действительно хотите чего-то добиться, в Омске это сделать трудно.
Я в одно время хотел отказаться от того, чтобы кого-то оценивать. На конкурсах не очень хороший звук, не очень хорошие микрофоны, отсутствие опыта у музыкантов, потому что так часто они на сцене не выступают. Это всё складывается в такую ситуацию, когда у человека стресс, и он ведет себя как-то не так, как обычно, просто потому, что у него прилив адреналина. И, соответственно, он где-то голос не контролирует, где-то у него рука взяла другой аккорд. Это нормально вполне. Но я имею в виду, что профессиональный музыкант в такой ситуации остается спокоен в силу того, что у него есть большой опыт. У молодежи всё немного потревожнее. Хотя у нас, в Омске, есть интересные команды, которые мне нравятся. На самом деле это такая вкусовщина. Современную эстраду я не особенно жалую. Мне не нравится подача — я бы спел и сыграл всё по-другому. Популярная музыка мне просто не близка. Соответственно, как я могу судить эту музыку, если она мне не нравится.