Коварный коронавирус отнял у омичей не только обоняние, но и, подобно Гринчу, похитил у них новогодние праздники — в конце прошлой недели на очередном заседании оперштаба региональные власти решили запретить проводить банкеты и корпоративы. Это решение стало настоящим ударом для представителей омской event-индустрии. Некоторые из них заявили, что будут требовать разрешения на проведение массовых мероприятий, пусть с ограничениями — до 23 часов. Тотальный запрет на новогодние развлечения (омичам в этом году даже рекомендовали не вызывать на дом Деда Мороза), по мнению местных организаторов праздников, может привести огромное количество семей к финансовому краху.
Ведущий свадеб и корпоративов Александр Марков впервые за 16 лет своей профессиональной деятельности в event-индустрии столкнулся с такими серьезными трудностями. После того, как ограничения были подписаны, Александру начали звонить заказчики — они просили вернуть предоплаты.
— Наша индустрия раньше приносила стабильный доход. Декабрь всегда позволял заработать денег, на которые можно было дожить до лета, то есть до свадебного сезона. У нас так: июнь-сентябрь — это свадьбы, декабрь — это корпоративы. И эти 5 месяцев потом кормят весь год. В этом году свадеб не было, а теперь и новогодние корпоративы оказались под запретом. Мы лишились не праздника, мы лишились источника дохода. Думаю, что нашему правительству нужно задуматься над тем, как жить людям, у которых целый год нет заработка, а кредиты и другие обязательства есть. За этой индустрией праздников стоят порядка 10 тысяч человек. Есть семьи, в которых жена — тамада, а муж — звукооператор, например. И почти в каждой такой семье есть дети, которых нужно кормить, да и коммунальные платежи никто не отменял. И самое страшное — это кредиты и ипотеки, думаю, что некоторые люди просто окажутся на улице, в прямом смысле этого слова. Если представители омской власти на протяжении года не будут получать зарплату, они нас смогут понять, — считает Александр Марков.
Из-за запрета приглашать на праздник аниматоров некоторым организаторам праздников приходится придумывать новые форматы — в этом году омские Деды Морозы и Снегурочки будут поздравлять детей с Новым годом в формате онлайн, как, например, омская ведущая торжеств Юлия Полынцева. Но станцевать перед камерой коллективный танец будет сложнее. Создательница шоу-балета СARE Ирина Федосенко считает, что власти могли бы найти компромисс с малым бизнесом, но пока этого сделать не удалось — никто не желает прислушаться к ивентщикам.
— Нельзя запрещать, не предлагая альтернатив и помощи. Большинство специалистов event-индустрии зарегистрировано как индивидуальные предприниматели и самозанятые, следовательно, не могут встать на биржу труда. Я получила от государства 12 тысяч рублей на бонусный налоговый счет. В апреле. Больше ничего. Никто не отрицает, что ситуация сложная. Где заработать специалистам event-индустрии, когда их выбросили за борт? Это не хобби, не забава. Танцорам, артистам, певцам и музыкантам, ведущим, аниматорам, свето-, звуко-, видеооператорам, декораторам, организаторам и прочим велено выживать, а не жить, — с горечью отмечает Ирина Федосенко.
Организатор свадебных мероприятий Виталий Доля негативно отреагировал на запрет, но вместе с тем он не против того, чтобы в регионе ввели строгую самоизоляцию — как в начале апреля, если это суровое ограничение действительно станет эффективной мерой по борьбе с пандемией коронавируса. При этом, по мнению омского шоумена, власти должны обезопасить предпринимателей, работающих в пострадавших отраслях, от финансовой ямы и найти возможность выплачивать им ежемесячные субсидии до самого конца пандемии.
— Запретили слишком двойственно, размыто и непонятно. Это породило множество недовольств среди представителей праздничной индустрии. Мои коллеги даже написали открытое письмо, но это не более чем крик души. Да, тяжело! Да, с марта мы без работы. Да, мы сами себя кормим, и сейчас мы на дне. Но в мире тяжелейшая ситуация, это как война, только биологическая. Я считаю, что омский оперштаб слишком труслив и неграмотно сформулировал свои мысли, и это привело к полнейшей путанице и неразберихе во многих отраслях. Как, например, понимать формулировку «не проводить массовые мероприятия, посвященные Новому году» и следом «заполняемость театров и учреждений культуры не более 50%»? То есть в театре нельзя проводить новогодние спектакли? А чем они отличаются от не новогодних? Ну я лишний раз убедился в том, что в региональном правительстве неспособны работать четко, ясно и по делу. Уверен, умеют, но боятся и вынуждены постоянно прикрывать одно место: а то вдруг шеф пальчиком погрозит! Нужно было, как Собянин, запретить все мероприятия и точка. А сейчас получилось, что одним можно, а другим нельзя. Это неправильно. Что касается 12 тысяч рублей, то я их получал лишь дважды и считаю эти деньги подачкой. Это очень грустно для страны, которая сидит на нефти, газе и лесе, — считает Виталий Доля.
Участник дуэта ведущих «Два человека» Юрий Кузьмин не спешит делать поспешных пессимистичных выводов — он напоминает о том, что до новогодних праздников еще остался целый месяц и за это время ситуация может измениться. Юрий отмечает, что пока ему не пришлось отменять свои рабочие планы.
— К такому решению властей я отнесся отрицательно. Да, я верю в этот вирус, но я не считаю, что нужны именно такие жесткие меры и куча бредовых распоряжений, для того чтобы обезопасить людей. Странно, что просто поужинать в ресторане можно, а собраться компанией на корпоративе — нельзя. Вообще в связи с этой пандемией принимается куча каких-то распоряжений, которые противоречат друг другу. Что касается моей профессиональной деятельности, то пока мы не испытали каких-то трудностей, связанных с новогодними праздниками. Отмен у нас пока не было, но я не знаю, что будет дальше — впереди еще месяц. Из-за коронавируса мы стали более лояльны к ценам и к размерам предоплат — они уменьшились. Мы понимаем, что многие люди сейчас испытывают финансовые трудности, поэтому нам приходится идти навстречу клиентам. Если какие-то банкетные залы будут работать в новогоднюю ночь, я думаю, что у ведущих работа сохранится.