Первый автомобиль... Как много в этой фразе! Эти переживания, сомнения, последние деньги, которые откладываешь на заветную цель. Отрицание того, что ты пешеход, гнев на то, что так мало денег, торг с перекупом, депрессия из-за цвета одной машины и состояния салона другой и наконец — принятие. Вот она, твоя новая первая машина. Да, пусть ей уже прилично годков и кое-где нужно подрихтовать и подшаманить, но зато своя. Первая машина как первая любовь. Даже если она была несчастной, она не забывается. И даже спустя десятки лет её вспоминаешь с теплотой на душе и ностальгической улыбкой. Корреспондент NGS55.RU Александр Зубов пообщался с известными омичами и выяснил, на каких авто они начинали ездить и на что пересели впоследствии.
Оксана Фадина. Мечта мэра — ВАЗ-2112
Начать я решил с единственной девушки в нашей подборке — мэра Омска Оксаны Фадиной. Сейчас Оксана Николаевна ездит всё больше как пассажир служебного автомобиля KIA. Но у неё есть права, и мало кто знал, что начинала мэр свой водительский стаж на куда более серьёзной машине.
— Первая машина у меня была серебристый ВАЗ-2112, хэтчбек, без усилителя руля. Брала в 2009 году подержанную, на что хватало средств. Долго копила: ездить на собственном автомобиле была моя мечта, радовалась безумно, — поделилась мэр.
Две первые недели у Оксаны Фадиной с непривычки болели руки. Она проездила на «двенашке» два года, потом продала её и купила Lada Priora.
— Вспоминаю свою первую машину с теплотой. Сейчас у меня собственного автомобиля нет, езжу на машине отца — Volkswagen Touareg 2009 года, — рассказала Оксана Николаевна.
На одной из встреч с журналистами она призналась, что любит ездить после работы по городу и смотреть на состояние дорог. На «двенашке», наверное, проблемы были заметнее.
Виктор Шкуренко. 15-летний «Москвич» за 100 марок
Бизнесмен Виктор Шкуренко рассказал, что его первым автомобилем тоже был представитель отечественного автопрома. Подержанный «Москвич-412» Виктору подарил отец, который служил в Германии.
— Она уже была подержанная, ей лет 15 было, если не больше. Он её купил тогда за 100 марок. С трудом её пригнали до Омска — она по дороге чуть не развалилась. Вот. Моя первая машина. На ней я и учился ездить за рулём. С ней много весёлых историй связано. Я был юн, неопытен и не знал, что резина бывает разная. Поэтому ездил зимой на летней, скользил. И только потом мне рассказали, что нужно переобуваться, — поделился Виктор Шкуренко.
Иногда зимой, чтобы завести машину, приходилось греть масло в кардане паяльной лампой. А простая поездка на авто превращалась в целый ритуал: до машины нужно было дойти на стоянку, а там полчаса греть её паяльной лампой.
— У неё периодически отказывали тормоза. Мне приходилось медленно ехать на аварийке до дома. Это не наслаждение было, а мучение. Дела я никакие на ней не делал. Машина ради машины, как бесполезное украшение. Я благодарен ей за опыт, ну и первый товар, который мы развозили по павильонам, сигареты из Москвы, лежал в её багажнике, — рассказал бизнесмен.
Следующим автомобилем предпринимателя, который он купил в 23 года уже на свои деньги, стал новый ВАЗ «пятёрка». Сменой машин он был доволен и по «Москвичу» не скучал.
— Покупка автомобиля, особенно нового, в те времена для молодого человека была невозможна, если он не занимался предпринимательством. Это было роскошью. Это сейчас стало чем-то обыденным, необходимым атрибутом. «Пятёрка» мне нравилась. Она была новая, беспроблемная, я был уже опытный водитель и получал от езды удовольствие. Да и заводилась она без паяльной лампы, — со смехом рассказал Виктор Шкуренко.
Сейчас у бизнесмена Porsche Cayenne, и нынешний — уже третий по счёту.
— Здесь, как и в любви, я постоянен. Отличная машина, немецкая. С 2006 года у меня они. Это уже третий. Сейчас у меня уже нет восторга от машины, для меня это что-то заурядное. Я отношусь к ней утилитарно. Это просто средство передвижения. Способ добраться из точки А в точку В. Мне 47 лет, я уже не отношусь к машинам как к игрушкам, — заключил он.
Но несмотря на слова бизнесмена о том, что он никогда не хотел снова посидеть в старом «Москвичонке», предварительно прогрев его паяльной лампой, периодически он вспоминает как русский автопром, так и более старинные виды транспорта. На праздниках, которые организовывал Виктор Шкуренко, он появлялся не только на разрисованном баллончиком ВАЗе, но и на гнедом жеребце.
Арсен Пономарёв. Jeep Cherokee из Новосибирска
Помнится, в 2000-х один рэпер пел, что «Мой Jeep Cherokee очень широкий». Не знаю, этим ли руководствовался директор «НоваТора» Арсен Пономарёв, но его первым автомобилем был именно Jeep Cherokee.
— Я как начал, так и езжу. Jeep Cherokee. 11 лет уже. Одна и та же машина. Я не гнался за маркой. Мне нужен был автомобиль небольшой, квадратный и надёжный. Методом исключения из того, что мог предложить тогдашний рынок, я его и выбрал. Я выбирал ещё между двумя, но их в России вообще не было — Honda Crossroad и Nissan Xterra. Первый можно было купить только в Японии, второй вообще в Россию не поставлялся. Производился, только для Северной Америки и Саудовской Аравии поставлялся. Ближайшее место, где можно было купить Jeep Cherokee, был Новосибирск. Я взял своего товарища, который давно за рулём и хорошо ездит, мы сели на поезд и поехали в Новосибирск. А в Омск приехали уже на машине, — рассказал бизнесмен.
Автомобиль Арсен Пономарёв покупал в салоне, и за всё время эксплуатации он его не подводил. У него никогда не было желания поменять свою машину на автомобиль другой марки. Только если на обновлённую версию той же модели. Но после того, как Jeep стал принадлежать компании Fiat, качество сборки перестало устраивать предпринимателя.
— Машина очень непопулярная. Я смотрел: в России продали всего 145 экземпляров. Большой расход бензина, запчасти из США нужно заказывать. На разборах не найдешь. Ну а насчёт надёжности — он очень надежный. Этот автомобиль был сделан на заводе в Огайо. Завод-автомат. Люди к нему вообще не прикасались, потому, наверное, он такой надёжный, — поделился Арсен Пономарёв, добавив, что ездит он достаточно мало и за все годы набралось всего чуть больше 70 тысяч километров, а единственная поездка вне города была, когда автомобиль гнали в Омск.
Юрий Шиян. «Лютая десятка» — мечта автогопника
Владелец «Шаурмастера» Юрий Шиян свой первый автомобиль купил в 2009 году, когда ему было 24 года. Он вернулся из армии, где служил в ВДВ, и устроился на работу. В течение семи месяцев молодой человек откладывал ровно половину зарплаты на покупку машины. В итоге Юрий стал счастливым обладателем 10-летнего карбюраторного ВАЗ-2110 за 70 тысяч рублей.
— Машина была напичкана всевозможным тюнингом — от жабо до молдингов, поэтому получила прозвище «лютая», так как была воплощением мечты любого автогопника. Машина выбиралась на авторынке и у обычного перекупа, но была очень ухоженная на вид. Лишь став счастливым обладателем отечественного автопрома, я понял ловушку, что внешность обманчива — практически каждые выходные я проводил в СТО или у друзей в гараже. Я всегда был ей что-то должен. Сейчас скажу, что такая машина подходит исключительно обеспеченным и состоявшимся людям — нужно иметь много свободного времени и средств. Даже если взять в расчёт то, что запчасти везде есть и стоят дешево, их надо много, часто и что самое главное — дорого обходилась именно оплата работ, — вспоминает Юрий.
Он с улыбкой вспоминает времена, когда за замену детальки стоимостью 70 рублей нужно было заплатить более 1000 рублей. Также главный «шаурмастер» вспоминает холодную зиму 2009–2010 года. Около месяца тогда температура держалась на уровне -35. «Лютая» не подводила и заводилась абсолютно в любой мороз. Правда, при условии, что на ночь Юрий снимал аккумулятор.
— Я купил её осенью, пережил всю зиму, но весной терпение лопнуло после очередной её глупой выходки на ровном месте — обрыва троса сцепления. Я продал её быстро и ещё дороже, чем купил, — признался предприниматель.
После неё у Юрия были Nissan Cefiro, Toyota Avensis, а сейчас он ездит на Lexus LS600 и на подготовленной Toyota Prado, которая, как он сам признаётся, у него для души.
— Несмотря на все проблемы, что я испытывал с этим автомобилем, я всегда вспоминаю это время с особой теплотой, ведь она была самой первой машиной! Ведь если я спрошу сейчас вас: «А кто был первым человеком в космосе?», вы уверенно ответите: «Гагарин!», но вряд ли вы назовете фамилию второго, — поделился Юрий Шиян.
Юрий Чащин. Белая «шестёрка» тогда, белая «шестёрка» сейчас
Владелец «Сибирского провианта» Юрий Чащин вспоминает, что купил свой первый автомобиль 28 лет назад на собственные деньги. Тогда, в 1992 году, он только-только начал заниматься бизнесом.
— Белая «Лада». «Шестёрка». Она была подержанная, четыре года. Деньги все были исключительно мной заработанные. Так получилось, что за неделю до покупки автомобиля у меня была сумма, которой хватало на покупку нового авто. Я искал новую машину, бегал по всему городу. А через неделю моих денег мне хватило только на покупку подержанного четырёхлетнего авто. Такая дикая гиперинфляция была. За несколько дней был такой вот скачок. Купил я её с рук, по объявлению, у одного товарища, который переезжал в Америку и всё распродавал. Такой старый еврей. Помните, как в фильме «Брат-2»? Русские русских не обманывают. Я говорю: «А почему лампочка горит масла?» А он: «Да это датчик не работает, не обращай внимания». А там был маслоприёмник, лейка, обломан, и я мог просто разбиться. Я в область на нём ездил, мне потом сказали, что я чудом не убился, — рассказал Юрий Чащин.
Но тогда ему казалось, что это лучший в мире автомобиль. Он сам мыл его, полировал и ухаживал. Как и Виктор Шкуренко, он сначала не знал, что нужно переобуваться. После того, как его пару раз развернуло на набережной, он понял, что нужно решать проблемы с резиной.
— Мне говорят, что нужно покупать «москвичовскую» резину, ехать в гаражи к каким-то мужикам, и они её вручную ошипуют, — вспомнил Юрий Чащин. — Я её ошиповал, машина стала выше, мне казалось, что это какой-то невероятный джип на больших колёсах. Вездеход. Я проездил на ней полгода. Но она осталась в памяти. Сейчас у меня тоже белая «шестёрка», только BMW. BMW Х6.
Он добавил, что и до этого на протяжении пяти лет ездил на белом BMW Х6 и не видит для себя машины лучше. Ну что же, постоянство признак мастерства, да и первая машина во многом влияет на покупку последующих.
Ранее мы, кстати, уже писали и про старый «Москвич», который нашли в закрытом на 20 лет гараже, и про игрушку, которая не всем по карману — КАМАЗ за 7 миллионов с 15-литровым баком водки и сауной.
А какой была ваша первая машина? Кидайте фото ваших ласточек и истории про них в комментарии под статьёй в нашей группе «ВКонтакте».