Недостроенная Фёдоровка, жара… Потоком ветра очки эргономично вминает в физиономию, они трещат от пыли и мелких кусков бетона — на спидометре уже за 160, а лобового-то нет! Собственно, никакого нет, поэтому в багги ты намного ближе к миру, и скорость воспринимается совсем по-другому. Прямо-таки чувствуешь, как движок за спиной швыряет машину вперёд. Осталось только пушку достать — и ты уже герой фильма «Безумный Макс».
Первая мысль, когда тебя вжимает в сиденье — и даже не с места, а при ускорении, скажем, с семидесяти, — тут же несчастные 80 «лошадей»! А если не дай бог турбину воткнуть? Тут уже вспомнились тракторы из мультика «Тачки», которые заваливались назад при резком старте.
Движок-полторашка, который тольяттинцы делали совместно с инженерами Porsche, чего только не таскает — и болотоходы на здоровенных колёсах, и драговые аппараты мощностью за триста… В коллекцию достижений можно добавить и багги.
Технарь широкого профиля
Именно так можно назвать создателя машины Владислава Москвина. Он единственный в Омске и один из двенадцати человек в стране имеет законное право монтировать каркасы безопасности в раллийную технику. Долгое время был техническим директором спортивной команды «Ралли-Сибирь». На досуге делал агрегаты для «Джоуль-парка». Сейчас в основном вынужден зарабатывать ремонтом ювелирных изделий — и это тоже ему под силу. А багги — для души.
— Образование для этого не нужно — нужно просто в детстве ходить в секцию автомодельного спорта. Очень жалко, что все эти секции загнулись. А результаты мы уже видим. В прошлом году 14-летний мальчик, развитый в компьютере, кстати, прикладывает ключ к гайке и не понимает, почему она не откручивается. 14 лет! Вам не кажется, что это страшно? Или другой пример. Выходишь из подъезда — под окнами стоит 11–12-летний парень с велосипедом, зовёт мать — цепь слетела. Я ему: «Ты чего? Давай покажу». Надели цепь — он заулыбался — смотри-ка, как прикольно, — рассказывает Владислав.
В итоге он организовал в арендованном боксе на 26-й Северной что-то вроде секции для подростков. Там они вместе и сделали свои багги.
Летает, если не бояться
Первый, красный, смастерили из «Оки», которую Владиславу отдал за ненадобностью знакомый. Сначала из неё соорудили снегоуборочную машину, а потом стало неинтересно — переделали в багги. И получилось занятно: да, ураганной динамикой не блещет, два цилиндра всё-таки. Но зато носится по таким дебрям, куда и водитель УАЗа подумает, прежде чем соваться.
— Она для детей. 14-летние ребята — без разницы, мальчики, девочки — садятся и едут. И потом не вытащишь. А вторая, конечно, серьёзнее. По техническим характеристикам — всё стоит переднеприводное, только перенесённое назад. Коробка ВАЗ-2108, мотор 16-клапанный, 12-й. Ничего сверхъестественного — 77 лошадиных сил, стандартная коробка. Единственное — поставлена блокировка, без неё совсем неинтересно.
— Перевернуть его вообще реально?
— Очень тяжело. Она получилась широкая, а центр тяжести низкий. Мы подшивали низ железом, чтобы лучше рулилась, — три здоровых мужика с трудом её поставили набок, — улыбается инженер.
В итоге аппарат выписывает вензеля на любой разумной скорости. Он даже на трамплинах хорошо прыгает и далеко после этого летит. Главное, по словам Владислава, — не бояться.
Всё по-взрослому
Вторую багги Владислав строил около трёх лет — не торопился. Во-первых, суммарно на машину ушло около трёхсот тысяч рублей, и наскребать деньги на железо и агрегаты приходилось по остаточному принципу. Во-вторых, главным проектировщиком выступал не Владислав, а соседские дети из его секции.
— Я стараюсь, чтобы они вникали и предлагали свои варианты. Как сделаем боковину? Один так предлагает, другой — по-другому. Неудачные варианты отметаем, удачные — как-то модифицируем… Никаких чертежей, от силы набросок. Потом, как макет, расставляем коробку, мотор, сиденья, рулевое. Всё это постепенно обрастает деталями и обретает форму, — рассказывает Владислав.
По его словам, когда дети видят, как их наброски и задумки воплощаются в металле, — это дорогого стоит. А когда садятся и едут — просто без комментариев. Машина действительно впечатляет на ходу, она мужская: жесткая и резкая. А когда за рулём толковый водитель, способный раскрыть потенциал... В общем, пересев из багги в свой кроссовер, корреспондент NGS55.RU поначалу удивлялся: до чего же мягко и медленно. Ой. На спидометре уже 130.
Машина-мечта
Владиславу, как никому другому, понятно, что делает он это только для детей. Но перспектив никаких — по его словам, выставить багги на географически ближайшие соревнования можно только в Екатеринбурге.
— У нас в городе не только багги, но и много чего другого совершенно не развито. По-другому и быть не может, когда любую инициативу в кабинетах встречают со словами: «Ребята, у меня всё хорошо. А вдруг у вас что-нибудь случится? Мне это не нужно». Вот и всё, — разводит руками Владислав.
С точки зрения такого дядьки из кабинета, Владислав действительно безумный. Нет бы, как нормальный человек, зарабатывал на «ювелирке». Или делал свои багги — но не из новья, а из бэушных запчастей, и втридорога продавал...
В общем, Владислав закрыл секцию и на днях освободил свой ангар — из-за долгов за аренду пришлось продать всё что можно. На память остались только два багги.