В День криминалиста корреспондент НГС встретился с 27-летним экспертом-криминалистом, которая носит на работу тяжёлый чемодан со множеством ножниц и может найти преступника по следам от обуви.
«Мы по одному не работаем. Не бывает такого, как показывают в американских фильмах: один детектив расследует дело», — рассказывал НГС.ОМСК в прошлом году сотрудник отдела уголовного розыска Руслан Моисеев. Поймать преступника и раскрыть преступление помогают эксперты-криминалисты. О сложностях и нюансах этой кропотливой работы НГС.ОМСК решил рассказать в рубрике «История одной профессии». Мы познакомились с девушкой, которая приехала в Омск из Сочи и за четыре года службы помогла раскрыть десятки преступлений.
Не представляя масштабы
27-летняя Анастасия Гаршина родилась в Волгограде и закончила местную академию МВД. Работы в родном городе было немного, поэтому Анастасия переехала в Сочи, откуда недавно перебралась в Омск. За четыре года службы она получила семь базовых допусков к экспертизам: она может определить тип оружия во время баллистической экспертизы, сделать слепок подошвы, снять отпечаток пальца, сверить документы, подписи или лица людей. Теперь она эксперт широкого профиля, хотя обычно эксперты-криминалисты специализируются на одном-двух видах исследований.
— После солнечного Сочи как в Омске работается?
— Просто по-другому. Везде своя специфика. Я занимаюсь любимым делом. Как там, так и здесь. Психологически сложным моментом было, что тут долгое время все на «вы» обращались.
— Криминалист периодически видит страшные вещи. На личной жизни не сказывается?
— Ежедневно видишь какие-то стрессовые ситуации, горе людей, — это, конечно, сказывается. Идёт некоторая переоценка ценностей: к жизни по-другому начинаешь относиться. Когда погружаешься в работу и понимаешь, что в данную секунду в любой квартире что-то происходит… Понимаешь, так сказать, масштабы всего происходящего. Это тяжело. Люди живут и не знают, что вокруг них происходит. Может, и к лучшему.
Конечно, примеряешь это на себя, но эти вещи дают только повод стать крепче. Что бы ты ни увидел, это не снимает с тебя ответственности.
Не верьте сериалам
Основная работа Анастасии Гаршиной в последнее время — почерковедческие экспертизы. В городе периодически появляются мошенники, работающие с маткапиталом. Чтобы потом в суде доказать подлинность подписи под документом, требуется заключение эксперта. Анастасия призналась, что описать тонкости этой процедуры не получится, поскольку этому учатся годами.
— Говорят, у вас есть личная благодарность от министра МВД Колокольцева.
— Так и есть. Её выдали за осмотр места происшествия. На главного врача санатория в Сочи совершили покушение. К днищу автомобиля было прикручено взрывное устройство — граната, самоделка. Оно не сработало. Я снимала следы для вещдоков на месте преступления. Обрабатывала машину, нашла отпечатки рук. Искали следы обуви… Потом по найденным нами следам нашли преступников.
— Женщинам в форме тяжелее работать?
— Чемодан тяжёлый. Килограмм десять весит. (Смеётся.)
— Что вы считаете самым главным в работе эксперта?
— Сомневаться. Во всём. Никогда не стоит быть до конца уверенным в том, что кажется очевидным. И не забывать, для чего ты это делаешь. Чтобы объяснить, что такое работа эксперта…. Посмотрите сериал «След» и никогда ему не верьте.
Читайте самые интересные истории в нашей группе «ВКонтакте».
Новости и фото отправляйте нам в редакцию в WhatsApp и Viber: 8–913–670–33–77.