За 13 лет работы бортпроводником в авиакомпании Илья Гольчанский побывал на всех континентах, кроме Антарктиды. Помимо рабочих командировок, благодаря которым стюарды иногда могут остаться в любой точке мира на несколько дней, примерно 2–3 раза в год он путешествует самостоятельно. Омич более 25 раз был в Таиланде, десятки раз в Германии, Китае и Испании — список стран можно перечислять, кажется, бесконечно. Один из его самых любимых городов на планете — Нью-Йорк, один из самых красивых видов — северное сияние с расстояния 10 километров от земли. Илья может похвастаться знакомствами как с зарубежными, так и с российскими звездами спорта, кино и эстрады. Он коллекционирует фото с ними. Например, ему удалось поболтать с актерами Дмитрием Нагиевым, Данилой Козловским, исполнителем известного хита «What Is Love» — западным поп-музыкантом Haddaway. Конечно, в работе бортпроводника есть и обратная сторона медали — ненормированный рабочий график, проблемы со здоровьем и пьяные пассажиры. Корреспондент NGS55.RU Анна Никитенко успела пообщаться с Ильей Гольчанским, пока он прилетел в Омск навестить родных, и узнала все радости (и не только) работы стюардом.
Мечта из детства
Илья Гольчанский отучился на инженера в СибАДИ, но уже с первого курса понимал, что создавать дорожные схемы он никогда не будет. После вуза стал искать «какое-нибудь» занятие. Он с легкостью проходил собеседования менеджером, администратором, продавцом-консультантом, но всегда находилась причина, чтобы не выходить на работу. Илья понимал, что на этих местах ему будет скучно. Мужчина обрадовался, когда случайно узнал от знакомого о том, что служба проводников в Омске (на сегодняшний день она не работает в нашем городе) набирает сотрудников для работы в авиакомпанию S7 Airlines. Он с детства мечтал связать свою жизнь с путешествиями, но был за границей всего один раз с родителями, когда учился в школе. После собеседования и медкомиссии, где «проверяют всё: от кончиков пальцев ног до волос», началась трехмесячная учеба в Новосибирске.
— Мы изучали советскую технику — ИЛ-86, Ту-154. За недели полторы до окончания обучения, выяснилось, что ее выводят из оборота, и что теперь надо оперативно переучиваться на заграничные аэробусы. Нас отправили на обучение во Франкфурт в Германии. Там были настолько крутые тренажеры, приближенные к реальности! Мы учили, как проводить эвакуацию, посадку на суше и на воде, что делать, если в самолете разгерметизация, — вспоминает Илья.
Потом были 30 часов стажерских полетов и первый самостоятельный рейс из Омска в Москву.
70 дней отпуска, черепашки Ниндзя и северное сияние
Как рассказал Илья Гольчанский, у бортпроводников есть так называемые эстафетные рейсы — это когда экипаж остается на несколько дней в городе, в который они прибыли. Обратно летит другая бригада. Первой заграничной командировкой длиною в один день для Ильи Гольчанского стала Германия.
— Мы прилетели из Омска в Ганновер, оттуда наш экипаж повезли в маршрутке до Франкфурта, там нас заселили на сутки в гостиницу. Мы пошли гулять, зашли в кафе, магазинчик. Я тогда впервые ощутил Европу — настоящую заграницу. Там надо говорить по-английски, а это я делаю хорошо, — вспоминает бортпроводник.
Когда мужчина перевелся работать из Омска в Москву, между полетами он отдыхал в городах Китая и Испании. За всё время работы он 25 раз был в Таиланде.
— У нас большой отпуск — 72 дня, и есть огромные скидки на перелеты. Билеты нам обходятся всего в 10% от общей стоимости. Мое первое самостоятельное путешествие было в Марокко, потом еще через пару месяцев я полетел в Израиль. Вообще, мне нравится экзотика, подальше от цивилизации. У меня всегда была мечта побывать в Бразилии, Австралии и Японии — и я ее осуществил. Я был уже на всех континентах, кроме Антарктиды, — воодушевленно рассказывает Илья.
Самый любимый город Ильи — это Нью-Йорк. Мегаполис ассоциируется у омича с детством, ведь там происходили события фильмов «Один дома» и «Черепашки Ниндзя», оттуда родом хоккейная команда «Нью-Йорк Рейнджерс» и баскетбольный клуб «Нью-Йорк Никс».
— Да и вообще я люблю мегаполисы, поскольку активный и энергичный человек. Там буквально винегрет из людей, больше я видел, наверное, только в Торонто. Мне нравится эта движуха. От этого города исходит нереальная энергетика, — загорелись глаза у омича.
Самый «неожиданный» пейзаж с высоты птичьего полета, рассказывает он, — над Таджикистаном.
— Вроде должна быть страна третьего мира, а в иллюминатор смотришь и создается впечатление, как будто ты летишь где-то над Европой!
Над Черногорией он наслаждается видами гор, а пролетая Грецию — шикарными островами.
— Когда мы летим по северным маршрутам в зимние периоды времени — над Норильском, Мурманском или Якутском — любуюсь северным сиянием. Оно такое подвижное, каждую секунду переливается, развевается, как флаг на ветру, — продолжает бортпроводник.
Нагиев, Стефан Марбери и Haddaway
На рейсах в бизнес-классе ему часто встречаются зарубежные и российские звезды эстрады, кино и спорта. Коллеги шутят: «Если Гольчанский летит, то у него кто-то обязательно, да будет». Он коллекционирует фотографии со знаменитостями. Говорит, что практически все они открыты, доброжелательны и сами начинают диалог. Например, в начале января этого года он встретился с актером и ведущим Дмитрием Нагиевым, летевшим из Москвы в Барселону.
— Мы встречаем пассажиров, все в масках, шапках. Ко мне наклоняется один из них на входе и говорит: «Можно сразу мне стаканчик виски и пепси?». Я по голосу узнал, что это Нагиев. Он всю дорогу шутил, юморил. Я думал, что он такой заносчивый, если честно. Ничего подобного. Он сам к нам пришел и говорит: «А где здесь тубзик?». Он начал с нами общаться. Я спросил, какие он готовит новые проекты. Он по секрету рассказал, что скоро выходит сериал «Чикатило» на ТНТ, где он играет главную роль. Он признался, что ему было тяжело, потому что своего персонажа надо любить, а такую мразь любить нельзя. Ни афиш, ни трейлеров тогда не было. Мы первые, кто узнали об этом. А еще у Нагиева очень хороший аппетит, — смеется Илья.
Этой весной на рейсе до Норильска омичу встретилась певица Зиверт. Она летела туда, чтобы дать очередной концерт. Она пожаловалась бортпроводнику, что у нее очень напряженный график и выступления каждые два дня.
Актер Данила Козловский, летевший из Барселоны от мамы, показался Илье слишком застенчивым. По его мнению, его образ стервеца, сердцееда и хамоватого наглеца, который привыкли видеть с экрана телевизора зрители, сильно расходится с реальностью. Омич охарактеризовал его как очень вежливого и милого «божьего одуванчика».
Но больше всего Илья был рад встрече с кумиром из детства, исполнителем известного хита «What Is Love», западным поп-музыкантом Haddaway.
— Мы летели из Мюнхена в Москву. Это был мой первый рейс в качестве старшего бортпроводника. Прошли все пассажиры, остается последний, и смотрю — он. Я его слушал в 94–95 годах, а тут он. Представляете? Перед тобой живой Haddaway. Я ему говорю, что слушаю его с детства. А он такой: «Ну, ближайшие три часа будете меня тоже слушать». Показательный момент, рядом с ним в бизнес-классе сидели пожилые муж с женой. Эта парочка такая капризная была, всё им было не так — яблоко кислое, кофе горький, а Haddaway всё съел, всё выпил. Вежливый, интеллигентный человек, которого знает весь мир. У него такой бархатный голос. Я ему говорю: «Я восхищаюсь вами». А он: «Да перестань, я обычный человек, песенки пою, да и всё. Мы всё время смеемся над вашими звездами шоу-бизнеса, который задирают нос».
Во время полетов, рассказывает Илья, ему часто попадаются хоккейные команды КХЛ. Практически все игроки, чтобы не скучать в полете, «рубятся» в карты.
Если встреча с этими звездами была случайностью для Ильи Гольчанского, то с известным американским баскетболистом из NBA Стефаном Марбери он решил увидеться сам. Дело в том, что в юности омич увлекался этой игрой и давно мечтал стать ближе к кумиру.
— Я смотрю, что у меня отпуск совпадает с их играми в Пекине. Поставил цель, что поеду и познакомлюсь с ним специально. Пришел на стадион, на тренировку, меня пустили чисто случайно. Видимо, подумали, что я свой. Я к нему подхожу и говорю: «Я специально прилетел из России к вам». Мы пообщались, но на тренировке мне остаться не разрешили. На следующий день вечером я пришел на игру. Его команда выиграла. Я был счастлив, — делится эмоциями бортпроводник.
Поймал «белочку»
Но у работы стюарда есть и обратная, негативная сторона. Например, ненормированный рабочий график. Илья рассказывает, что часто теряется во времени, и если у него спросить, какой сегодня день недели, то он не ответит или сделает это с трудом. Такая профессия, по его мнению, не подходит семейным людям, потому что на дом совсем не остается времени. Хотя, у омича есть среди коллег и те, у кого по два, а то и по три ребенка, но он искренне не понимает, как им удается совмещать «эти дела». Еще один минус работы бортпроводника — взлеты и посадки. Они влияют на здоровье.
— Девчонки, которые только начинают летать, постоянно маются, что у них волосы сыпятся.
Также, отмечает омич, почему-то в России к бортпроводникам относятся с недоверием и негативом.
— В Европе для людей бортпроводник — друг. Наверное, потому что там люди часто летают. А у нас многие впервые это делают и включают защитную реакцию. У нас народ смотрит оценивающе и ищет к чему прицепиться. Много внимания требуют на ровном месте, — сетует Илья.
Одной из главных проблем в работе он считает пьяных пассажиров. Часто те, кто на входе был адекватным, спустя полчаса после взлета начинают вести себя агрессивно или некультурно.
— У нас не запрещено перевозить пьяных пассажиров. Если он ведет себя неагрессивно, если не буйный, то мы не имеем права отказать ему в перевозке. Жести бывает много. Коллега рассказывал, что однажды, когда он раздавал пассажирам обеды, то на него помочился мужчина, который был под каким-то веществом. На моей практике один дяденька поймал «белочку», мне его помогли скрутить вахтовики. Мы его поместили на последний ряд, он с кем-то сначала разговаривал сидел, потом как-то развязался и снял штаны.
К слову, по летному регламенту бортпроводникам разрешено применять физическую силу в отношении буйных пассажиров. Стюард может дать сдачи, если ему угрожают расправой, или связать «непослушного».
Несмотря на все трудности, Илья Гольчанский работу любит. Впереди — еще столько неизведанных стран. А что касается личной жизни, он верит, что однажды встретит свою половинку, и, скорее всего, это будет в полете над землей.