Война нанесла гигантский ущерб неисчислимому количеству людей. Кто-то не смог вернуться с фронта, кто-то вернулся, но остался инвалидом на всю жизнь. Последнюю касту людей — ветеранов, которых покалечила война, долгое время предпочитали не замечать. Омский художник Геннадий Добров, движимый искренним чувством глубокого сострадания, посвятил им всю жизнь. Он рисовал портреты инвалидов, вернувшихся с полей сражений, и показал всем на примерах, какие ужасы война творит с людьми.
Путь художника
Геннадий Добров (Гладунов) родился в 1937 году в Омске в семье художников. Его отец Михаил Федорович с раннего возраста прививал сыну любовь к кисточкам и краскам, и мальчик по заветам родителя каждый день усердно занимался рисованием. После войны вместе с семьей он жил в доме по улице 2-я Линия. Гене с малых лет пришлось понять, что в жизни есть место и несчастью — рядом с их жилищем располагалась психиатрическая больница. Он отлично запомнил это четырехэтажное кирпичное здание, откуда ежедневно доносились крики и вопли, а из его зарешеченных окон виднелись люди со странными и глубоко опечаленными лицами. Пожалуй, именно эти моменты определяли дальнейшую жизнь художника и его личное понимание искусства. Воспоминания об этом времени он пронес через всю свою жизнь.
В возрасте 13 лет Геннадий попал в третий класс Московской средней художественной школы. Поначалу преподаватели не сильно верили тому, что рисунки, присланные из Омска, действительно принадлежат мальчику. Однако сомнения педагогов сразу же ушли, когда они увидели молодого художника за работой. Долгие годы его творчество считалось предметом гордости школы.
После окончания художественной школы Геннадий поступил в МГХИ им. Сурикова, где обучался рисованию под наставничеством профессора Евгения Кибрика. Отношения с преподавателем складывались непросто, потому что молодой художник не мог принять установленные правила о том, что и как должно изображаться на рисунках. Он, как и многие творческие люди, видел всегда по-своему. Геннадий перешел на факультет графики и начал посещать офортный кружок, где познакомился с 80-летним профессором Матвеем Добровым. Для Геннадия этот человек стал очень важен, и после его кончины художник взял его фамилию.
В институте Геннадия не допустили до экзаменов. Художнику пришлось устроиться на работу в милицию, где он провел 3,5 года. Также он успел поработать в больницах. Через некоторое время ему все-таки позволили закончить художественный институт. Несмотря на сложные отношения и разницу взглядов с преподавателем Кибриком, Геннадий продолжал с ним общаться, потому что профессор казался ему интересным человеком. Именно Евгений Кибрик порекомендовал художнику отправиться в интернат на острове Валаам в Карелии, где жили инвалиды, вернувшиеся с войны.
Поездка на остров Валаам
Листопад над землей Валаама.
Облетает задумчивый сад
Интернатский. Распахнуты рамы —
Инвалиды встречают закат.
Вам случилось безжалостно выжить,
Половину себя потеряв.
Выше голову! Голову выше!
Появился художник в дверях!
(с) Вячеслав Ананьев
В 1974 году Геннадий Добров прибыл на остров Валаам и начал большой проект. Он стал рисовать портреты полузабытых героев войны — тех, что без рук, без ног, полуслепых или вовсе обездвиженных. Художник ощущал большое вдохновение. Он чувствовал, что выполняет важную миссию, — рисует портреты людей, о которых практически не вспоминают.
Геннадий Добров старался поддерживать связь с женой Людмилой. Периодически он отправлял ей письма, в которых рассказывал о жизни на острове и людях, которые здесь живут. Одно из таких писем он отправил 26 июня 1974 года:
«Сейчас рисую второй портрет инвалида войны. Хожу в библиотеку, ищу в книгах ордена и медали, потому что свои он — этот типичный русский Иван — растерял да раздал детям на игрушки. Вот где Русь несчастная! В чистом виде ангелы, а не люди, ни в ком ни капли лжи, души нараспашку. Я уже двери закрываю на ключ в своей комнате изнутри. Приходят, рассказывают о себе. И наплачешься, и насмеешься с ними. А песни какие поют! Я таких и не слыхал никогда, самые окопные какие-то, и откуда они их берут? Меня тут балуют: возили на моторной лодке на дальний остров, осматривал там развалившуюся деревянную церковь, колодец, монашеский дом. У тебя есть книга про Валаам. Найди там остров святого Иоанна Предтечи. Предтеченский остров. Вот я там был. Необыкновенная красота. Русь, Генри, Русь тут, русская земля. И это тут здорово ощущается…»
Последующие 7 лет художник создавал целую серию портретов инвалидов и назвал ее «Автографы войны». Помимо Валаамского дома в Карелии, он побывал в интернатах Бахчисарая, Омска, Сахалина и Армении.
Его коллегам понравились созданные рисунки, но партийные служащие, напротив, творчество Доброва не оценили. Они посчитали, что художник наслаждается страданиями людей.
Признание творчества
Лишь в 1986 году Геннадию Доброву разрешили провести выставку, которая в итоге произвела настоящий фурор. Мероприятие, которое длилось всего один день, стало большим открытием для общества: люди приходили на выставку и уходили в слезах. В пресс-центре МИДа позже издали альбом «Автографы войны» сразу на трех языках, а сам художник в 1987 году получил медаль «Борцу за мир» от председателя Советского комитета защиты мира Генриха Боровика.
Также художник получал всё больше признания от известных людей. В 1987 году в интервью «Известиям» писатель Чингиз Айтматов высоко оценил творчество Геннадия Доброва: «Мне принесли репродукции работ Геннадия Доброва… Я буквально заболел, я всю ночь не спал. Я бы разослал эти репродукции по свету…»
Академик Дмитрий Лихачев в газете «Советская культура» в 1989 году также отметил заслуги омского художника:
«Ищут нетронутые уголки Земли жалостливые живописцы…Не ведая сострадания, оберегая собственные чувства, они обходят стороной трагедии и страдания людей. Исключений немного, скажем, творческий подвиг художника Геннадия Доброва…»
В 1996 году серию рисунков «Автографы войны» выдвинули на Государственную премию. Став признанным художником, Геннадий Добров объездил Европу, где рисовал бывшие концлагеря Западной Европы. За это в 1996 году он получил звание «Заслуженный художник России». Также Добров побывал на войне в Афганистане, в Чечне и Южной Осетии и создал серию рисунков «Молитва о мире», «Я любил этот город» и «Южно-Осетинская трагедия».
«…Он брал вещи, которых другие даже боялись касаться, вещи, которые не только находились вне сферы искусства, но противолежали искусству; он брал страшное, увечное, почти безобразное, — и делал это бесстрашно, как хирург бесстрашно входит в палату с тяжелоранеными. Своим материалом он избрал человеческое страдание: судьбы инвалидов войны, жертв геноцида, нищету, обездоленность, безумие. Он заглядывал в глаза немых, юродивых, безымянных, потерявших всё, даже прошлое, в глаза стариков и детей, изувеченных войнами, — и видел в них величие и красоту, истинный масштаб человека, его суть, открывающуюся именно в громадности страдания», — отмечала критик Т. С. Никитина.
В 2007 году рисунки Геннадия Доброва приобрел московский Музей Победы. В 2010 году Добров стал почетным членом Российской академии художеств, получив звание «Народный художник Российской Федерации».
Геннадий Добров принял участие в 68 выставках. Сейчас его рисунки хранятся в Музее Победы, в Федеральном музее пограничных войск и в Музее истории Второй мировой войны «Берлин-Карлхорст». Художник умер 16 марта 2011 года после затяжной болезни, оставив нам серию шокирующих, но правдивых портретов, напоминающих об ужасах войны.
При создании статьи использовались материалы с официального сайта художника Геннадия Доброва.