С приходом зимней погоды многие омичи в соцсетях снова стали жаловаться на то, что дороги и тротуары посыпают и поливают едкими реагентами, из-за которых портится обувь, автомобили и асфальт. Особенно много жалоб от водителей, которые уверяют, что реагенты буквально разъедают кузова машин: две-три зимы — и автомобиль начинает гнить. Кроме этого, горожан раздражает каша из снега и песка под ногами, по которой очень тяжело ходить.
Причем на обработанных реагентами улицах вода не замерзает даже в 20-градусный мороз. Из-за этого мокрые дороги зимой выглядят сюрреалистично.
Корреспондент NGS55.RU решил выяснить, чем все-таки посыпают дороги в городе, а также насколько опасны реагенты для людей, дорог и автомобилей. За разъяснениями мы обратились к экспертам — ученому СибАДИ, экологу, бывшему руководителю дорожной службы и руководителю крупной сети СТО.
Чем посыпают дороги и сколько это стоит?
Традиционно противогололедной обработкой дорог в Омске занимается бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства и благоустройства». Эта организация отвечает за уборку снега, устранение наледи и снежного наката. Для этого рабочие используют обычный песок, соль и химический реагент.
Как указано на портале госзакупок, с начала 2024 года городские коммунальщики купили песка на 180 млн рублей. Правда, сюда входит и песок для асфальтового завода. Технической соли было закуплено на сумму порядка 105 млн рублей. В октябре учреждение за 4,7 млн рублей дополнительно приобрело пищевую соль — специально для обработки территорий возле остановок. Эти материалы в городе используют в составе смеси, в которую входит 80% песка и 20% соли.
Что касается химического реагента, то он в 2024 году закупался в январе, когда было приобретено 35 тысяч литров жидкого хлористого кальция на сумму 577 тысяч рублей. Твердый химический реагент «Бионорд» учреждение заказывало в прошлые годы. Внешне это белые гранулы асимметричной формы, которые при соприкосновении со льдом растапливают его, а сами растворяются без остатка. Если тонна песка стоит около 3 тысяч рублей, то химический реагент обойдется в 10 раз дороже.
По информации городской администрации, за зиму в городе на дороги высыпают от 50 до 70 тысяч тонн песко-соляной смеси. Химического реагента тратится гораздо меньше — в пределах 1–2 тысяч тонн. Объемы применяемых реагентов сильно варьируются от количества выпадающего снега и температуры воздуха зимой.
Примечательно, что высыпанный на город песок коммунальщики убирают почти до середины лета. Слой песка и грязи весной быстро высыхает, вызывая настоящие пыльные бури. Они тоже сильно досаждают горожанам.
Химический реагент — это простая соль
Доцент кафедры «строительство и эксплуатация дорог» СибАДИ Александр Лыткин рассказал о составе реагентов, используемых на омских улицах. По словам эксперта, это обычный речной песок и техническая соль. Основное действующее вещество твердых и жидких химических реагентов — это также соль. К примеру, в составе применяемого в Омске «Бионорда» — кальций-хлор, натрий-хлор, азотная добавка и антикоррозийная добавка.
— Посмотрите состав любого реагента — в него входят хлористый кальций плюс хлористый натрий и добавки, усиливающие их эффект. Химических реагентов десятки, а действующие вещества в них одни и те же. Все они хорошо известны, и бояться их не стоит, — говорит профессор СибАДИ.
По словам Александра Лыткина, человечество не придумало еще ничего лучше песко-соляной смеси для борьбы с гололедом и наледью. Применять их нужно как на дорогах, так и на тротуарах. Отказаться от них невозможно.
— Самым эффективным способом борьбы с гололедом является песко-соляная смесь. В ней одновременно работает фракционная способность (песок) и хлориды (соль), которые плавят лед. Но у нас песок мелкий, пылеватый, и эффект от его применения снижается. Песчано-соляная смесь большой крупности — это оптимальный вариант. А чтобы это всё эффективно использовать, надо иметь нормальную базу — и людей, и технику, — рассказал эксперт.
По словам Александра Лыткина, песко-соляная смесь — это хорошо, но еще лучше отсев камнедробления, который применяется в Екатеринбурге, Новосибирске, Санкт-Петербурге. В Омске этот отсев не используют из-за высокой стоимости — места добычи и обработки камня расположены очень далеко от города.
Рассказал доцент СибАДИ и о влиянии реагентов на состояние дорог. Вопреки распространенному мнению, ни песок, ни соль, ни химический реагент омские дороги не портят. А вот на состоянии бордюров они сказываются.
— Реагенты не опасны для наших дорог. Что такое асфальтобетон? Это вещество на основе органического вяжущего, то есть битума. Агрессивная среда в виде хлоридов не действует отрицательно на качество асфальта. На бетон да, реагенты влияют. В частности, на бетонные бордюрные камни. Снижается их морозостойкость, и они начинают раньше времени разрушаться. У нас на 2-й Кольцевой эти бортовые камни на второй год начали разрушаться. Поэтому лучше всего применять гранитные камни. Они служат и 20–25 лет, не разрушаясь, — рассказал эксперт.
Александр Лыткин отметил, что и песок, и соль, и химический реагент нужно применять с умом — так, чтобы они не досаждали горожанам. К примеру, снежная каша на тротуарах образуется от того, что ее вовремя просто не счищают. Если бы в городе было достаточно рабочих, то скопившийся на обочинах дорог песок можно было бы убирать в конце зимы, а не летом, как это и происходит в Омске. Тем более что реагенты всё равно негативно влияют на здоровье омичей.
Микрочастицы попадают в организм
Профессор-эколог, член Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев оценил влияние песка, соли и химического реагента на здоровье горожан. Как оказалось, сами по себе противогололедные материалы не опасны.
— Песок — он безобидный. Это природное вещество — окись кремния. Никто же не говорит, что летом опасно лежать на пляже. То же самое и соль — обычный натрий хлор. Химические реагенты — это те же соли, в которые входят такие безобидные добавки, — говорит профессор.
Но, как это обычно бывает, дьявол кроется в мелочах. По словам эколога, и песок, и соль становятся опасными после их применения на дорогах.
— Опасны не сами эти вещества, а последствия трения о песок и соль шин автомобилей. От этого образуются микрочастицы песка, соли и резины, которые находили даже в легких младенцев. Как они туда попадают? Всё просто: чем ближе к земле, тем больше этих микрочастиц. А детей у нас возят на колясках и санках. Этой проблемой в Омске вообще никто не занимается — ни Минприроды, ни Роспотребнадзор. Минприроды могло бы хотя бы сделать заборы этих микрочастиц, — говорит Соловьев.
Также реагенты опасны тем, что по ливневой канализации попадают в Иртыш и Омь, ведь в городе уличные канализационные стоки не очищаются.
— А потом у нас все удивляются: почему зимой в Иртыше образовалась полынья? Потому что туда соль попадает! Вот вам ответ, — заключил профессор Соловьев.
Отказаться от песка нельзя
Один из бывших омских коммунальщиков, руководивших управлением дорожного хозяйства, рассказал о том, что полностью отказаться от применения противогололедных реагентов зимой технически невозможно.
— Без песка на дорогах обойтись точно нельзя. По соли еще есть вопросы, а без песка никак, потому что это безопасность. Многие города отказались и от соли, и от реагентов. А от песка не отказываются. Способов применения песка на дорогах много, они хорошо известны специалистам. В первую очередь он необходим для того, чтобы на дорогах во время снегопада не образовывался накат. Альтернативы этому реагенту просто нет. Иначе это всё приведет к транспортному коллапсу в городе и массовым ДТП, — отметил эксперт, пожелавший остаться анонимным.
При этом он признал, что реагенты портят машины, и причиненный омским автомобилистам ущерб значителен.
Автомобили ржавеют чаще
О разрушительном влиянии реагентов на автомобили говорит руководитель франчайзинговой сети автосервисов REAKTOR Илья Николин. Эксперт отметил, что в последние годы дорожные реагенты стали более едкими. Илья Николин рассказал о физике их воздействия на кузов автомобиля. Как оказалось, противогололедные материалы могут попросту «сожрать» машину.
— Реагенты — это химически активные вещества. Естественно, они оказывают коррозионный эффект, причем с каждым годом он всё сильнее и сильнее. Покрытие автомобиля тускнеет, теряет свои первоначальные свойства. И если лакокрасочное покрытие имеет повреждения, то, попадая туда, реагенты вступают в химическую реакцию, из-за чего появляется ржавчина. После этого металл теряет свои свойства и попросту может разрушиться, — рассказал эксперт.
Для предотвращения негативного воздействия реагентов омичам нужно проводить антикоррозионную обработку кузова автомобиля. Особое внимание стоит уделить порогам, крыльям, потому что они наиболее подвержены воздействию «химии». И второе — зимой машину нужно чаще мыть.
— Очень многое зависит от ухода за машиной. Зимой нужно машину мыть чаще, не только чтобы ее очистить от грязи, а еще и для того, чтобы удалить соль с кузова. Ведь она воздействует на кузов машины всё время после попадания на него. Причем если машина стоит на теплой парковке, то это воздействие кратно усиливается. При отрицательных температурах скорость химических реакций ниже, поэтому на холодных стоянках воздействие реагента ниже, — говорит Илья Николин.
По словам руководителя сети автосервисов, раньше омичи даже неохотно покупали машины из Москвы, так как в столице уже очень давно используют реагенты. И автомобили, привезенные оттуда, ржавели намного быстрее омских машин.
Использовать нельзя отказаться
Где бы поставили запятую омичи? Эксперты единодушно отметили, что обойтись без противогололедных материалов в Омске невозможно. Да, можно отказаться от соли и химического реагента, но не от песка. Отсутствие песка на дорогах в снегопад может привести к транспортному коллапсу: массовым ДТП и заторам. Что касается самого химического реагента, то на поверку он оказался той же солью, но с «присадками». Серьезного вреда здоровью горожан все эти материалы нанести вряд ли смогут, а вот на здоровье юных омичей отразятся, как отметил профессор Анатолий Соловьев.
Негативно реагенты сказываются и на состоянии автомобилей, которые зимой быстрее ржавеют. Поэтому для машин нужно провести антикоррозийную обработку, а также банально зимой чаще их мыть.
Вряд ли в ближайшие годы в Омске начнут применять какие-то инновационные реагенты наподобие мраморной крошки или отходов камнедробления — всё это не по карману городскому бюджету. В самой же мэрии на наши вопросы о реагентах пока не ответили. А что скажете вы?
Где бы вы поставили запятую во фразе о реагентах «Использовать нельзя отказаться»?