Практически в каждом омском автобусе можно услышать объявление о приеме на работу водителями как мужчин, так и женщин. Соискателям предлагают уже с первого месяца работы зарплату в 121 тысячу рублей, а также соцпакет, увеличенный отпуск и льготный выход на пенсию. Как ранее сообщили ранее NGS55.RU в городском департаменте транспорта, средняя зарплата водителей автобусов в Омске за октябрь составила 114 907 рублей.
Несмотря на столь хорошую оплату труда и другие «плюшки», дефицит водителей в городе не сокращается. Только в муниципальное 8-е пассажирское предприятие требуются 119 водителей автобусов.
А сколько в реальности, а не в отчетах чиновников получают омские водители? С этой целью корреспондент NGS55.RU отправился на одну из конечных остановок города, где поговорил с теми, кто почти каждый день возит омичей. Имена водителей мы изменили.
«120 тысяч нереально заработать»
На часах 11 утра, а у водителей на конечной остановке «Ул. Бархатовой» уже обед. Водители — кто поодиночке, кто парами пьют — чай и заваривают чойсы.
— Мы с 5 утра на работе. Конечно, уже пора обедать! — говорит водитель автобуса «Волгабас» Юрий.
На вопрос о зарплате сотрудник 8-го пассажирского предприятия отвечает эмоционально.
— Не-е-ет, ты чего, какие 120 тысяч? Нет такого! Это завлекают людей, чтобы шли к нам работать. Ты учти, что это вместе с НДФЛ, поэтому это сразу 13% отнимай, — заверяет водитель.
При этом сам мужчина не хочет говорить о своей зарплате, ссылаясь на то, что это его «личное дело» и свои доходы он ни с кем обсуждать не намерен.
Удивление Юрия об уровне зарплат поддерживает и его коллега Владимир, задремавший в кабине ЛиАЗа.
— Какие 120 тысяч? Нет такого в помине! Обучают много водителей, люди приходят и увольняются. 70–80 тысяч где-то зарплата, не больше, — говорит он.
Вставать в 03:20, чтобы получать 170 тысяч
Другой водитель — Дмитрий Петрович — оказался более расположенным к разговору. Мужчина трудится в восьмом пассажирском предприятии уже почти 20 лет. Причем вместе с супругой-кондуктором, которая входит с ним в один экипаж. Водитель «Волгабаса» каждое утро встает в 03:20, чтобы уже в 5 утра вывести свой автобус на 22-й маршрут (Бархатовой — МСЧ № 9).
— Привык уже так работать. Работаю 5 через 2, встаю в 03:20. Смена около 12–13 часов, выхожу в линию в 5 утра, заезжаю в гараж в 18:30. Домой пришел, поужинал, в 20:30 спать. Работаю водителем автобуса с 25 лет, через 3 года мне на пенсию уже. Это дело привычки, я уже привык, мне нравится так работать. Работаю вместе с супругой — она кондуктор, оно и веселее. Уже после нас ни один автобус списали. Хорошо, что сейчас он новый, не ломается, — со смехом рассказывает водитель.
Что касается зарплаты, то она у Дмитрия Петровича оказалась даже больше той, которую называют в мэрии.
— За прошлый месяц я «откатал» 288 часов и получил на руки 170 тысяч. Но это большое исключение. Во-первых, прошлый месяц я работал один без кондуктора, а за это нам доплачивают около 15 тысяч. Во-вторых, у меня идут стажевые выплаты, в-третьих, отработать так много часов — это исключение, так как я трудился без напарника. С напарником было бы меньше. Чтобы получить те же 120 тысяч, надо откатать часов 250. А у нас норма часов — 167. За норму никогда не получишь столько. И 120 тысяч — это с НДФЛ. Чтобы столько получать, надо в автобусе жить, — объясняет водитель.
Теперь Дмитрий Петрович работает с напарником. Из-за этого сократилось рабочее время, соответственно, и зарплата. У новичков в пассажирском предприятии всё равно зарплата ниже, чем у опытных водителей.
— Напарник откатал 217 часов и на руки получил 100 тысяч. Так ему еще приплатили за мытье салона автобуса. А мыть салон — это адская работа. За день в нем столько песка скапливается, что лопатой надо выгребать. Часа 1,5 уходит, — рассказывает водитель.
Дмитрий Петрович не удивлен текучке кадров на предприятии, где за год трудоустроились около 100 водителей, но дефицит кадров не уменьшился из-за увольнения других сотрудников.
— Остается очень мало из тех, кто приходит работать водителями. После двух месяцев 75% увольняются, после 3–4 месяцев остаются процентов 5, не больше. И это очень плохо, — говорит Дмитрий Петрович.
Набрали новых водителей, и зарплаты уменьшились
Другой водитель — Сергей — трудится водителем автобуса ЛиАЗ 5 лет. Он жалуется на то, что в последнее время зарплаты сотрудников 8-го пассажирского сократились. Причем по неожиданной причине — как это ни странно, из-за увеличения количества самих водителей.
— В последние месяцы зарплату увеличили, к нам пошли новые водители. И что в итоге? Упала почасовая выработка и сократилась зарплата. Чтобы получить 120 тысяч, надо отработать часов 240–250. А теперь получается максимум 200 часов откатать, не больше, — жалуется водитель.
Сергей предрекает, что теперь с предприятия снова начнется отток водителей, после чего почасовая выработка вырастет и зарплаты пойдут вверх. Такие своеобразные зарплатные качели получаются.
— Может, мост у Телецентра сейчас перекроют, снова работы больше станет. А вообще, мне до пенсии два года, жду ее. Останусь дальше здесь работать или нет — посмотрю, — заключает Сергей.
«Надо работать как Папа Карло»
Еще один водитель — Леонид — жалуется не на низкую зарплату, а на всякого рода удержания из нее.
— Отнимают от зарплаты еще же. Едешь быстрее, чем по графику, — тебе процент срезают. От графика отстал — снова срезали. Время обеда и ужина тоже вычитают из зарплаты. Поэтому в месяц выходит где-то 70 тысяч. А за рулем находишься часов по 20 в сутки. Надо машину помыть, деньги сдать. Работаю через день: домой пошел — отоспался, и потом снова в смену. Жизни не видишь, — расстраивается водитель.
Леонид рассказывает и про плохие бытовые условия для водителей. К примеру, на конечной остановке на ул. Бархатовой отсутствует туалет.
— Условий никаких. Думали, нам строят туалет, а это кафе оказалось. Где туалет? Кафе можно построить, а туалет нельзя. Никто о нас вообще не думает. Автобусы новые, а техническая служба на коленях. Что-то сломалось, и все, машина зависла. Здесь же компьютеры, сложная электроника, а специалистов нет. Работаешь как Папа Карло, а как был быдлом, так быдлом и остался, — эмоционально продолжает водитель.
«Что вообще сегодня такое 100 тысяч?»
Другой водитель — Михаил Сергеевич — акцентирует внимание не на зарплатах водителей, а на их расходах. По словам сотрудника ПП № 8, зарплата даже в 100 тысяч сегодня — «это не деньги».
— Я бы говорил не про зарплату, а про расходы. Сам рассуди, что сегодня такое 100 тысяч? На квартплату надо 8–10 тысяч, в день покушать — 1,5 тысячи. Итого уже 60 тысяч в месяц. Плюс ипотека. Так что спрашивай у водителей, сколько они тратят, а не зарабатывают, — эмоционально рассуждает водитель.
При этом сам Михаил Сергеевич признается, что зарабатывает по 120 тысяч, но в условиях постоянного роста цен ему этого мало. Реплика корреспондента NGS55.RU о том, что у всех людей разные потребности и разные расходы, на водителя тоже не действует.
— Бардак как был, так и остался. Обучают много водителей, люди приходят и увольняются, — заявляет считающий свои расходы шофер.
«100 рублей» за 15 дней
Но, как оказалось, не все водители настроены так пессимистично. На «конечке» ул. Бархатовой корреспонденту NGS55.RU удалось найти и довольного своим заработком водителя. Марат рассказывает, что с легкостью зарабатывает за баранкой по 100 тысяч, выходя в смены всего 15 дней в месяц.
— Да, реально заработать и 120 тысяч. На такую зарплату я «иду» в этом месяце. Если нет сходов с линии, автобус не ломается, то можно так зарабатывать. В октябре отработал 185 часов и заработал 100 500 рублей. Норму на ноябрь — 167 часов — я уже выработал, а там всё, что сверх нормы, в 2–3 раза больше оплачивается. Работаю 2 через 2. Считаю, что 100 тысяч за полмесяца работы — это хорошо. Меня устраивает. За 15 дней «100 рублей» — пойдет, — говорит водитель.
Сразу после этого Марат садится за «баранку», чтобы поехать в очередной рейс по 22-му маршруту.
Адский труд или почетная профессия?
Но назвать деньги, заработанные таким трудом, легкими едва ли повернется язык. Собеседники называют разные минусы профессии, из-за которых на пассажирском предприятии текучка кадров. Во-первых, это тяжелые условия труда — нужно вставать в 3–4 часа утра, чтобы уже к 5–6 часам автобус был готов к выходу в рейс. Во-вторых, это потолок зарплат, о котором говорят водители, — нельзя заработать больше, чем хочешь, из-за ограничения рабочего времени. В-третьих, это сложные бытовые условия — проблема с отсутствием туалетов на конечной не решается долгие годы. Все эти причины снижают интерес к профессии водителя городского автобуса, которую раньше считали почетной.
Тем не менее ситуация понемногу меняется в лучшую сторону. Раньше у водителей была еще одна глобальная проблема — это постоянно ломающиеся автобусы. Но после масштабного обновления парка она отошла на второй план. Новые автобусы тоже ломаются, но значительно реже.
Каждый из водителей по-разному оценивает свою работу. Есть те, кому она нравится, другие же считают, что это адский труд. Несомненно одно — повышать зарплату сотрудникам, перевозящим омичей, и улучшать условия их труда надо и впредь.