Дороги и транспорт мнение На работу в центр за два часа: омичка два года не была в городе и пришла в ужас от транспортной реформы

На работу в центр за два часа: омичка два года не была в городе и пришла в ужас от транспортной реформы

Жителям Телевизионки изменения в системе общественного транспорта наделали проблем

Один из выживших маршрутов

О проблемах пассажиров в Омске, наверное, не писал только ленивый. Но корреспондент NGS55.RU Евгения Демина на два года выпала из омской жизни, и последние нововведения прошли без нее. Как, вернувшись домой, оценила жительница Телевизионки итоги изменений в системе общественного транспорта — в ее авторской колонке. Далее — от первого лица.

Местные не дадут соврать — проблема с общественным транспортом в районе Телевизионного завода и прилегающих к нему улиц Чередовых была всегда. Вроде бы и до центра рукой подать, но вплоть до недавнего времени околоток со всех сторон был окружен железнодорожными переездами. Это накладывало свой отпечаток. «Сахалин» — так иронично и метко прозвал мою малую родину народ, непрозрачно намекая на отрезанный от большой земли остров.

В 80–90-е доехать с остановки «Рынок», сейчас это остановка «Улица Полторацкого», в сторону центра можно было только с пересадками. Большие оранжевые «Икарусы» № 25 и 52 довозили народ лишь до проходной завода имени Октябрьской революции. Дальше лежали железнодорожные пути вокзала. Кто-то, рискуя попасть под поезд, шел напролом. Законопослушные граждане и те, кому позволяло здоровье, занимались верхолазаньем, обходя препятствие по виадуку. Так обитатели «Сахалина» добирались до остановки у ж/д вокзала, уехать с которой можно было практически в любую точку города.

Правда, от Телевизионки в то время ходил еще один автобус — 18-й. Габариты позволяли маленькому пазику пролезть в тоннель по улице Серова и довезти пассажиров до цивилизации, минуя этап железнодорожного экстрима. Но, видимо, ходил этот автобус так редко и недолго, что поездок на нем я практически не помню.

Добраться до универа в Нефтяниках с пересадкой у ж/д вокзала — это был тот еще квест. Выходить из дома приходилось минимум за два часа. В промозглом 69-м автобусе-«гармошке» я часто засыпала стоя, как лошадь, и, само собой, на первой паре преподаватели видели меня редко.

Затем автобусы с Телевизионки исчезли практически совсем, и наступила эра маршруток. С одной стороны, жить стало гораздо легче — частные перевозчики связали микрорайон практически со всеми частями города. Первой ласточкой стала маршрутка № 303 («ПО "Иртыш"» — ДК «Лобкова»). Дальше маршрутная сеть только разрасталась. «Газелек» было много, ходили они часто и быстро.

А сейчас спасительных маршруток на центральных улицах города уже не встретишь

К примеру, в отличие от меня мой сын доезжал до университета чуть больше чем за час — 434-я маршрутка прекрасно справлялась с задачей. На 385-й можно было доехать до «Кристалла» и пройти несколько остановок пешком. Выбор маршруток до «Дома туриста», где располагался офис моей редакции, вообще был огромен. Но был и минус — район Телевизионного завода разрастался, вместе с новыми домами рос пассажиропоток, и в час пик в маршрутку часто было не забиться. Как следствие — народ заваливал городские власти гневными требованиями вернуть автобусный маршрут через тоннель по улице Серова.

Таково было состояние дел на сентябрь 2021 года, когда я уехала из города. И что мы имеем сейчас? Объявленная чиновниками «охота на ведьм», то есть на частных перевозчиков, привела к значительному сокращению как маршрутов, так и самих транспортных средств. Немногочисленные выжившие частники, ранее успешно обслуживающие Телевизионку, изгнаны с главных транспортных магистралей города и ездят окольными путями. Главный аргумент властей — мол, маршрутчики не захотели выполнить условия, купив и запустив на линии нормальные автобусы, а всяким «Газелям» и «Соболям» на центральных улицах не место.

Лично я частников прекрасно понимаю. По отношению к ним власть ведет себя как жадная старуха из сказки о золотой рыбке — аппетиты чиновников всё время растут. К примеру, как помнится, однажды от частных перевозчиков уже требовали закупить пассажирские автомобили большей вместимости. Тогда они это условие выполнили, но с реформой пришли и новые «хотелки». А для бизнеса играть по постоянно меняющимся правилам себе дороже.

Взамен разрушенной частной системы городская власть предложила жителям Телевизионного завода целых два муниципальных автобусных маршрута в центр: № 69 (ПО «Иртыш» — ул. Стрельникова) и № 42 (ПО «Иртыш» — ул. Бархатовой). Оба два ходят как бог на душу положит: их можно и двадцать минут на остановке прождать, время засекала.

Расписание у автобусов есть, но выдерживают они его не всегда

Автобус № 42 достоин отдельного разговора. Я очень хотела бы посмотреть в глаза тому, кто придумал этот маршрут. Изначально задумка была хороша — городская власть планировала убить двух зайцев, запустив данный автобус еще и для жителей улицы Панфилова. С путепровода по улице 15-й Рабочей до остановки на Панфилова по прямой от силы 7 минут езды. Но хорошая идея по омской традиции получила абсурдное воплощение — автобус делает огромный крюк по всем улицам Рабочим, доезжает до ПО «Полет», там заворачивает на 3-ю Транспортную и наконец-то оказывается в той точке, до которой он мог доехать еще полчаса назад. При этом на отрезке пути от Телезавода до «Полета» он полностью дублирует автобусный маршрут № 58 (ПО «Иртыш» — пос. Чкаловский). Зачем такие сложности? Чтобы собрать всех страждущих с Рабочих и жители Панфилова просто физически не влезли в переполненный автобус, на что мне периодически жалуется живущая там подруга? Почему далее до Бархатовой этот маршрут проложен не по Красному Пути, где сосредоточено большинство офисов и учебных заведений, а по Северным и Герцена?

В итоге на дорогу до «Дома туриста» сейчас я трачу столько же времени, сколько когда-то до универа в Нефтяниках — в среднем два часа. До транспортной реформы доезжала за час.

Кстати, сторонники охоты на частников, помнится, вменяли им в вину еще одно страшное преступление — водитель маршрутки, мол, и баранку крутит, и деньги за проезд с пассажиров берет, создавая тем самым угрозу безопасности движения. Доля истины в этом утверждении, конечно, есть. Вот только на водителей автобусов подобные опасения, видимо, не распространяются. В пазиках кондукторов нет, валидаторами, по моим наблюдениям, оборудованы не все салоны, пассажиропоток несравнимо больше, и бедный водитель как многорукий Шива. Но муниципальные работники, видимо, из другого теста сделаны — им рулить и обилечивать пассажиров одновременно можно.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства