В июле 2022 года Госдума приняла в первом чтении новый законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, разработанный Минтрансом. Цель изменений — сделать поездки безопаснее и удобнее и для пассажиров, и для таксистов. Участники рынка называют одним из ключевых положений законопроекта возможность для самозанятых получать доход, работая с сервисами такси напрямую, без необходимости оформлять статус индивидуального предпринимателя (ИП).
Налоговый режим самозанятости появился в 2019 году и позволил выйти из тени тем, кто оказывает услуги и продает товары собственного производства. Самозанятые платят налог от 4 до 6% процентов, а не 13%, как все прочие работники. Новый налоговый режим оказался востребованным: по данным ФНС, ежедневно в России 8,5 тыс. человек получают статус самозанятого. В июне текущего года количество самозанятых в России достигло 5 млн человек, а к 2030 году Минтруд прогнозирует увеличение их числа в два раза — до 10–12 млн человек.
Этот налоговый режим достаточно гибкий и позволяет получить дополнительный заработок без бюрократических сложностей. Такси — один из доступных способов подработки для миллионов людей, и этот рынок постоянно растет. Это очень привлекательная сфера для самозанятых: спрос на водителей есть всегда, доход можно получать с первого дня, а график работы или подработки устанавливать самостоятельно.
В действующем законе, который регулирует отрасль, не предусмотрен доступ самозанятых к заказам в такси без регистрации дополнительных статусов. Перевозками пассажиров могут заниматься только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Из-за этого таксистам приходится сначала оформлять ИП, а потом выбирать удобный для себя режим самозанятости. Это мешает людям, которые нуждаются в подработке здесь и сейчас, выйти в отрасль такси.
— Если водителям запрещать работать в удобном для них налоговом режиме, который к тому же долгое время был разрешен, был удобен в оформлении, не обременителен с точки зрения документооборота, с низкой налоговой ставкой, то многие просто будут искать способы, чтобы и вовсе работать без оформления. В небольших городах, к примеру, и сейчас «бомбил» еще полно, а станет еще больше, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
После принятия нового закона о такси самозанятые водители смогут напрямую брать не только заказы через агрегаторы такси, но и машины в аренду в таксопарках.
— Лишить в это непростое время водителей возможности работать в режиме самозанятости — значит создавать дополнительные барьеры для работы в такси не только для новых водителей, но и лишить заработка тех, кто сейчас работает в этом режиме. По крайней мере на какое-то время, которое потребуется им для решения юридических вопросов и переподключения к сервисам такси. Этого нельзя делать, такси — социально значимая отрасль, в ней работают сотни тысяч водителей, благополучие их семей часто зависит от этого заработка, — считает председатель Московского профсоюза таксистов «Добро» Николай Кодолов.
Сейчас законопроект о такси готовится ко второму чтению. По словам замминистра транспорта РФ Дмитрия Баканова, его рассмотрение ожидается до конца осенней сессии Госдумы.