С прошлого года некоторые муниципальные автобусы большого класса в Омске стали выпускать на маршруты без кондукторов. Департамент транспорта не раз заявлял о нехватке кадров. Но обслуживать горожан нужно, поэтому роль кондукторов порой приходится примерять водителям. Омский журналист Андрей Курников недавно проехал в таком автобусе и удивился тому, как просто город теряет деньги, рассчитывая лишь на порядочность пассажиров. Его мнение — в колонке на NGS55.RU.
— В Омске настолько всё хорошо с общественным транспортом, что большие автобусы продолжают работать без кондукторов. Мне никогда не понять умом, почему это организовано именно так. Экономия на зарплате кондукторов? Повышенные зарплаты у водителей? Убыточность конкретного маршрута?
Подождите-ка. Но ведь весной вы бодро рапортовали, что увеличили количество автобусов на 95-м маршруте, курсирующем от «Меги» до Московки. Через весь город, практически через одного, там едут НЕФАЗы, где место кондуктора или пустует, или перемотано лентой, чтобы никто не сел. И тут же лист — «Оплата у водителя» и где-то впереди рука рулевого, ожидающего наличные или карту.
И ты идешь к этой протянутой руке. Обходя тех, кто побывал у «окошка» до тебя, и тех, кто никогда туда не дойдет. Шестеро зашли, четверо оплатили. Следующая остановка — трое на «борту», но один зажал 25 рублей. Наверное, на чашку латте копит.
Кто-то вообще считал, сколько человек стали зайцами из-за этой системы, которая демоническим голосом звучит каждый раз в твоей голове: «Не плати, с них не убудет». Вон женщина делает вид, что что-то пишет в телефоне, а сама забилась в толпу, отвернувшись от «носа». Пацаны рядом лыбятся, но ни шагу вперед, чтобы рассчитаться.
А водила продолжает изо дня в день накручивать километры, успевая и смотреть по сторонам, и отбивать чеки с протянутых рук. Да, наверное, кто-то скажет, что виноваты ковид и пандемия, которыми сейчас принято часто оправдывать очень многое. Но ведь, когда вы заходите в продуктовый магазин, вам не предлагают выбрать товар и по желанию пройти на кассу? «Продавца нет, отнесите деньги директору», — таких объявлений не встретишь на лавке со свежими фруктами, «молочкой» или винно-водочными изделиями. Значит, торговля как-то справляется и с кризисом, и с нехваткой рук? Может, и транспорту стоит брать пример с нее, чтобы потом не закрывать «лишние» маршруты из-за того, что они не окупаются?
Согласны с автором?