Начало года ознаменовалось транспортными проблемами в городе — жители разных микрорайонов стали жаловаться на то, что маршрутки и автобусы частных перевозчиков стали ходить намного реже, чем это было раньше. Департамент транспорта без устали рекомендует частникам увеличить количество машин на маршрутах, но жалоб меньше от этого не становится. Президент «Омского транспортного союза» Николай Артемьев высказал своё мнение NGS55.RU, в чём кроется главная проблема и почему пассажирам приходится так долго ждать свой транспорт.
— Объективно можно сказать, что машины с дизельным двигателем и дизельным топливом стали неконкурентоспособны на рынке. Заправка машины на дизельном топливе за один день дороже на 1000 рублей, чем заправка машины на газе, пропане или бутане. 1000 рублей — это 30 тысяч рублей в месяц и 360 тысяч в год. Это и есть те деньги, которые собственник автомобиля недозарабатывает, а потом машину ставит на прикол или просто продает.
Экономика говорит о том, что идет повышение стоимости на все энергоносители, в том числе на дизельное топливо и на бензин. На бензин мы увидели повышение стоимости после Нового года сразу же в январе. Стоимость всех энергоресурсов выросла, стоимость запчастей выросла, но тариф почему-то не вырос. У нас как оставалось в прошлом году, так и в этом тариф точно такой же — 30 рублей за наличные, 25 рублей по безналу. Банковский эквайринг дополнительно съедает средства от безналичных перечислений, там уже не 25 рублей получается — мы в сторону уменьшения идем и идем. «Пассажирсервис» забирает деньги за то, что он оператор, с каждой транзакции, с каждого билета, и предпринимателю остается совсем немного. Этих денег не хватает, чтобы заправлять автомобиль и тратить своё драгоценное время жизни на этот бизнес. Люди (перевозчики. — Прим. ред.) говорят: «Мы больше не можем обеспечить регулярность перевозок, мы вообще машину заправить не можем». И вот такие предприниматели и выпадают из рынка, поэтому 500 машин за прошлый год и выпали самым естественным образом.
Сейчас мы видим, что часть транспортных карт, которые выдал департамент транспорта предпринимателям, условно говоря, лежит в тумбочке. Например, на маршруте 20 машин зарегистрировано по реестру, а их двигается всего 10. Поэтому люди и говорят, что не могут никуда ехать — транспорта стало мало. В этом проблема. А транспорт экономически не может двигаться — всё, что на дизельном топливе, его нет, а новые машины купить не все себе могут позволить, только незначительная часть компаний. Во время кризиса в марте, когда вообще всё остановилось, первая волна вируса пошла, школьники и студенты сидели дома, люди перестали ездить на работу — в этот момент был огромный провал. Некоторые компании смогли в этот момент воспользоваться поддержкой государства, лизинговых компаний, обновить подвижной состав. Президент говорил — есть программа «Газомоторное топливо», пожалуйста, субъекты, регионы, помогите предпринимателям в этой программе, тем, кто приобретает новый транспорт. Мы не то что помощи не ощутили никакой — наоборот, лишь сопротивление со стороны департамента транспорта в виде аукционов, где мы еще и деньги должны в бюджет заплатить для того, чтобы иметь возможность работать. Вот такой парадокс сложился.
У нас в «Омском транспортном союзе» только одно предприятие из двух десятков смогло купить новые машины. Все остальные говорят, что не могут себе позволить ни лизинга, ни развития, будут ждать, как изменятся условия, поменяется ситуация. Тут предпринимательства никакого уже не осталось даже со старыми автомобилями, которые не в лизинге. А если мы скажем, что надо купить новый автомобиль, обновить подвижной состав, платить лизинговые платежи, то на всём можно ставить крест. На сегодняшний день экономика такова, что ждать обновления от частных компаний не приходится совсем.
У вас были проблемы с общественным транспортом в этом году?