Многие сферы бизнеса в Омской области серьёзно пострадали из-за пандемии коронавируса и введения особого режима самоизоляции, и частные перевозки — одна из таких сфер. Ранее мы уже давали слово омским перевозчикам Виталию Торопову и Евгению Хрущу, которые высказались о ключевых проблемах в сфере транспорта. В частности, оба упомянули о том, что возникли проблемы с лизинговыми компаниями, которые отказались предоставить отсрочки по кредитам. Евгений Хрущ от лица всех перевозчиков даже решил попросить помощи у губернатора Александра Буркова, потому что в других ведомствах ему отказали. Но, как оказалось, среди частников есть и те, кто в период самоизоляции сумел применить какой-то положительный опыт и удержаться на плаву. О своих методах выхода из кризиса нам рассказал заместитель председателя омского транспортного союза «Автодор» Александр Бакалов.
— Несмотря на имеющиеся экономические и производственные проблемы, мы смогли рассмотреть для себя новые возможности. Есть отрасли, которые вообще остались закрытыми в этот период. Мы хоть как-то работаем и дотянулись до субсидий со стороны государства — получили отсрочку по уплате налога на транспорт, снизили ставку налога на УСН (упрощённая система налогообложения. — Прим. ред.), получили возможность расплатиться с долгами по налогам до сентября. Кроме того, мы получили государственную субсидию по поручению президента (как наиболее пострадавшая отрасль предпринимательства. — Прим. ред.), а один из банков предоставил целевой кредит, чтобы мы могли выдать зарплату нашим сотрудникам. Благодаря этому мы сумели сохранить все рабочие места.
Мы смогли достичь соглашения с лизинговыми компаниями и реструктуризовать свои долги, а в некоторых получили отсрочку — кредитные каникулы. Мы ждём, когда наступит 1 июня, чтобы обратиться за нецелевым кредитом под 2% (по указу президента). Основной долг и проценты погасит государство, если мы сохраним рабочие места.
В этом году мы закупили около 20 машин малого класса, и в планах компании есть задачи по обновлению всего подвижного состава на маршрутах. Мы от этой цели не отказываемся, рассматриваем её и ведём переговоры с лизинговыми компаниями по новым поставкам. В январе мы готовили планы на год, но кризис скорректировал их в сторону уменьшения. Но скоро всё равно закончится наша нелёгкая стезя, и мы должны вернуться к планам, выйти на прежние показатели. Нужно будет подняться с того дна, на котором мы находимся.
Что касается отрасли в целом, то и тут мы видим внутренние изменения. Все мы прекрасно знали, что рынок в какой-то степени перенасыщен, но в скором будущем мы ожидаем определённого укрупнения игроков рынка, их выхода на новый уровень развития — создание собственного парка. Кроме того, мы друг другу помогаем, стараемся закрывать графики наших коллег (автобусы «Автодора» периодически работали на маршруте № 20, который принадлежит «Автосиле-55». — Прим. ред.), это обычные рабочие процессы. Мы прекрасно осознаём, что один в поле не воин, и нужно действовать сообща.
Если бы не сложилась тяжёлая обстановка с развитием коронавирусной инфекции, нам бы и не понадобились все указанные меры. Конечно, их всё равно недостаточно для того, чтобы выйти на уровень финансовой стабильности и возможности развития компании, но мы уверены, что скоро всё станет на свои места.