Дамские сумки конца ХIХ – начала ХХ века поражали изысканностью и… миниатюрностью. Не в пример сегодняшним баулам, в которые входят и контейнер с едой, и толстая визитница, и даже вилка — вдруг пригодится. Тогда сумки были преимущественно украшением костюма, а не предметом, куда можно положить кучу нужных вещей. Корреспонденты SHE побывали на выставке «Дамская сумочка и кошелек» в Новосибирском художественном музее, рассмотрели клатчи, сумки и кошельки тех времен и попытались представить, кому они могли принадлежать и что означали разные причудливые элементы на них.
Сумочка со свистком, Россия, конец ХIХ – начало ХХ веков, — канва хлопчатобумажная, бисер, металл, саржа, нить х/ б, шитье, низание, пресс, ковка.
«Большинство посетителей выставки квалифицируют эту сумочку как антихулиганскую», — шутит заместитель директора Ярославского художественного музея Алексей Федорчук.
Свисток нужен был для того, чтобы привлечь внимание полиции, если дама попала в беду. Также такой элемент был необходим на охоте, чтобы подозвать собаку.
Сумка со свистком была не очень дорогой, около 3–4 руб. Но это по тем временам все равно немалые деньги — обед, например, стоил рубль-два.
Можно только предполагать, для чего могла бы понадобиться сумка со свистком современной девушке. Например, модельер Карл Лагерфельд считает: чтобы привлекать внимание. В 2015 году на презентации весенне-летней коллекции Chanel модели устроили на подиуме модную демонстрацию.
Они шагали с транспарантами, на которых было написано: «Make fashion not war!», «Be your own stylist!», «Tweed is better That Tweet!», «We can match the machos!». Многие фразы были перенесены на аксессуары, а к сумке с надписью «Ladies first!» был прикреплен свисток.
Сумка-кольчужка дамская, Восточная Европа, начало ХХ века — металл, стекло, плетение, штамп
Кошелек-кольчужка, Россия, начало ХIХ века – начало ХХ века — металл, панцирное плетение, пресс
Кошелек дамский с двумя отделениями, Россия, вторая половина ХIХ века – начало ХХ века — металл, плетение кольчужное, штамп
Название «кольчужки» связано с техникой изготовления таких сумок — плетением из маленьких металлических колечек наподобие кольчуги. Как правило, такие сумки были выполнены из чистого серебра или его сплава.
Одна из представленных «кольчужек» сделана из альпака (это медные сплавы мельхиор или нейзильбер) с глубоким серебрением.
Сумочка дамская, Германия, середина ХХ века — бисер, нить х/б, канва, низание, шитье вприкреп, шитье
Сумочка дамская, Европа, первая половина – середина ХIХ века — ткань, бисер, стеклярус, металл, нить, дерево, низание, шитье вприкреп
Поясная сумочка не имела ручки, а крепилась за петлю в поясе.
Сумка с изображением гирлянды из роз, Западная Европа, начало ХХ века — бисер металлический с рифлением и круглый полихромный, канва х/б, нить х/б, металл, кожа, шитье вприкреп, литье, гравировка
Самая дорогая сумка из представленных на выставке.
У нее необычный фермуар (застежка) — на нем выгравированы инициалы владелицы. Скорее всего, сумка была изготовлена в ателье по индивидуальному заказу к определенному туалету. Внутри кожаная подкладка — качественная и дорогая.
В репортаже представлены по большей части вечерние и парадные экземпляры, ведь женщины не были столь эмансипированы, не так активно участвовали в жизни общества. Даже деньги-то редко носили — несмотря на то что среди экспонатов есть и кошельки. Их чаще всего привешивали к платью, и они становились деталью гардероба, поскольку рядом с женщиной всегда был мужчина, который оплачивал все.
«В гобеленовых сумочках сохранились саше — такие маленькие пакетики, которые вместе с сумочкой продавались. Внутрь помещался надушенный пух или перо, мог быть надушенный носовой платок — и, пожалуй, все. В сумках носили очень мало, сумка была скорее атрибутом, украшающим одежду, элементом костюма», — рассказывает Алексей Федорчук.
Перламутровые кошельки, скорее всего, тоже использовались как украшение костюма, в них не носили монеты. Тут представлены модели из раковин жемчужин — они не очень дорогие. А один кошелек — из раковины наутилуса. Из такой ракушки делали кубки в Средневековье, а на этот кошелек пошли целых две раковины — от этого и его цена, конечно, сильно возросла.
Как правило, рисунки брались из модных журналов и переводились. Это ведь довольно сложно — подобрать бисер самому. Существовали журналы, чаще всего европейского издания, где была схема того или иного бисерного рисунка.
«Сама техника очень сложна — это техника шитья вприкреп, когда набирался один ряд бисера, а потом через каждую бисеринку прошивали нить — бисер тончайший — это сложная работа», — описывает трудности мастериц того времени замдиректора Ярославского музея.
А вот знаменитый кошелек скряги. В начале ХIХ века он был частью мужского гардероба, а потом переходит в женский — в начале ХХ века.
Скряга — это туба, по центру которой прорезь-цилиндр. На прорези надевались два колечка, когда колечки сдвигались в одну сторону, то можно было два пальца засунуть в один конец этого мешочка и вынуть монетку. То есть получались отделения для золотых и серебряных монет, когда колечки раздвинуты — значит, кошелек закрыт. Название «скряга» — оттого, что больше двух пальцев не влезало, поэтому больше одной монеты не вытянешь из этого кошелька, вариант для самых экономных.
Сумки с выставки могли принадлежать представителям буржуазии, какие-то даже мещанкам — которые попроще.
Но как бы ни хотелось познакомиться с историями жизни обладательниц аксессуаров — это по большей части невозможно. Основную коллекцию музей покупал не у владельцев и не у потомков владельцев, а у антикварных магазинов — поэтому, к сожалению, для нас они так и останутся обезличенными.
Валерия Терлеева
Фото pixabay.com (1), Александра Ощепкова (2, 4, 5–9, 11), скрин harpersbazaar.com (3), скрин yarreg.ru (10)