Как-то один деревенский священник рассказал мне, что традиция купания в проруби исключительно языческая и ничего христианского в этом нет. Сами посудите, толпы людей собираются на реках и озерах практически нагишом, с оханьем и аханьем лезут в ледяную воду, ныряют в проруби и радостными криками бегут обтираться, чтоб потом напиваться чаем или более горячительными напитками. Мало похоже на привычные чинные и долгие многочасовые стояния на службах в церквях. Священник объяснил, что традиция эта издревле была у славян, а после крещения церковь не стала с ней бороться, прибрав к себе. Мол, чем бы дитя не тешилось… Потому среди святых отцов и по сей день не утихают споры, стоит ли ее поддерживать. Наверно, поэтому она мне так нравится.
Окунаться на крещение я начал не так давно, примерно с 2017 года. С тех пор ни разу не пропускал возможности залезть в прорубь. Сразу скажу, что я никогда специально не готовился к купанию в купели, не поливал себя холодной водой и не занимался моржеванием. Просто ехал, окунался, и всё. Но каждый раз получал только отличные эмоции, веселое настроение и ощущение обновления. Ну и заряд какой-то непонятной энергии на весь день. И самое главное, ни разу после этого я не болел, а бывало и, наоборот, излечивался от последствий предыдущих празднований.
Так как в городе купания были запрещены, а мэр призвал всех истинных христиан идти в церковь, а не бесноваться в проруби, мы с друзьями решили пробивать варианты. Оказалось, что в области с крещенским купаниями всё обстоит намного проще, и мы из множества возможных мест выбрали Ачаирский монастырь. Собравшись как в бассейн (полотенце, сланцы, плавки, термос с чаем), мы выдвинулись до места назначения.
Путь из центра Омска до монастыря занял около часа. У ворот и на территории дежурили сотрудники полиции и МЧС, а вот священников и монахинь видно не было. Наверное, чтоб избежать эксцессов в вопросах православных традиций. Зато на территории процветал бизнес, например, можно было купить крестильную рубаху «всего» за 500 рублей. Цены явно не божеские — за пару маленьких свечек с вас взяли бы 80 рублей, а за пустую полторашку для святой воды просили 25 рублей. Ну слава Богу хоть не продавали традиционных для всех омских праздников шашлыков и плова. Зато были хлеб и пирожки. Ну да ладно, оставим мирские вопросы и перейдем к духовным.
На территории монастыря находится теплый святой источник, огороженный каменным забором. Вид открывался живописный — озеро, деревянная часовенка, горячий источник, от которого исходил пар и стоящий над ним крест. Даже у далеких от православия людей появляется ощущение сильной духовной энергетики. Народу вечером 18 января было немного, люди приезжали с семьями и близкими. Были слышны восторженные, а иногда испуганные крики детей. Стоит отметить, что на берегу всё было обустроено для посетителей монастыря — две теплых палатки, устланных соломой для переодевания, а вдалеке в деревьях туалет.
Большая часть собравшихся предпочитала омываться в теплом источнике. Одни крестились, окунались и выходили, другие — сидели в теплой воде подолгу, будто на курорте. Сразу оговорюсь, что этот вариант читерский, а находиться в его воде, не замерзнув, можно и час. Нас, разумеется, такое не устроило, и целью для купания мы выбрали ледяное озеро, горячо любимое перелетными утками.
Быстро переодевшись в палатке, где вкусно пахло мокрой соломой, мы практически в чем мать родила последовали в теплые воды источника, чтоб сначала согреться. Посидев минут пять, было решено лезть в воду озера. Ощущения были как будто я засунул замерзшие ноги в горящий огонь печей Муспельхельма. Сложность возникла еще и в том, что озеро оказалось такой глубины, что местами утки доставали лапами до дна. Поэтому прошлось немного пройти в ледяной воде торча тушкой на холоде. Погода выдалась не холодной, но промозглой.
По моему опыту скажу так, что чем холоднее — тем легче. Холод не морозит, а жжет, разгоняя по телу жар. Ну и в воде тогда теплее, чем на воздухе. Когда погода в пределах 10–15 градусов мороза — эта разница становится незаметной, и холодно везде.
В общем и целом, дойдя до места, где воды было хотя бы по колено, мы выполнили классический упор присев, упор лежа по три раза и под восторженные одобрительные крики прочих собравшихся пошли греться в теплый источник. Там мы сложа руки не сидели и уговорили еще несколько парней окунуться в холодное озеро.
Один из них приехал на Крещение в первый раз и, сидя в теплой воде, недоумевал, почему все так переживают за купания, мол, ничего сложного. Когда он опустил в воду ноги, а особенно после того, как по нашему примеру погрузился вместе с друзьями полностью, над озером разразилось далеко не «Отче наш», а совсем другой русский фольклор. Ребята побежали с брызгами и орами в теплый источник довольные и румяные, а потом даже повторили процедуру еще раз.
Мы же с лучшим фотографом всея крещенских купаний Руси Евгением Софийчуком, снимками которого вы можете полюбоваться в этом фоторепе, повторили подвиг еще два раза. Когда мы уходили, народ всё прибывал и прибывал, а на следующее утро у источника уже было не протолкнуться.
Домой мы ехали довольные и веселые, тело кололи тысячи игл, от которых распространялся жар. Ощущение было такое, будто пробежал километров пять, а потом сходил в ледяной душ. Или сбросил старую кожу и полностью обновился. В голове было светло и ясно. Дома ждал праздничный стол с пельменями, разносолами и водкой. Ехал и думал: «А хорошо у нас в Сибири то живется!»
P.S. Не знаю, чья это традиция, купаться в ледяной проруби, но, на мой взгляд, она полезная — и для духа, и для тела.
Как считаете, традиция христианская или языческая?