18 лет омичи-пайщики ждут своих квартир в центре города, на Герцена, 11. Более двухсот семей когда-то вложились в новое жилье и до сих пор не могут его получить. С приездом в наш регион Виталия Хоценко пайщики под каждым постом губернатора напоминают о злополучном недострое. Но кто-то из пайщиков уже умер, кто-то мотается по съемным квартирам, а у кого-то жизнь повернулась на 180 градусов. Одна из них, Наталья, рассказала корреспонденту NGS55.RU, как члены ее семьи уходили из жизни, не дождавшись новоселья.
«Да подожди, дед, скоро достроится»
Как и в любом миллионнике, в Омске есть легендарные недострои. Дольщики годами ждут свои квартиры, власти годами пытаются найти решения. Для обычного наблюдателя годы стройки и количество потерянных пайщиками денег — это сухая статистика. А для Натальи — растянувшаяся на 13 лет драма, в ходе которой она потеряла и своих родителей, и бабушку с дедушкой.
12 августа 2006 года на месте строительства многоэтажного дома на улице Герцена была забита первая свая. На ней планировал расписаться мэр Омска Виктор Шрейдер, но он почему-то так этого и не сделал. Однако в умах многих омичей строящийся на Герцена дом прочно ассоциировался с именем градоначальника. Мэрия корректировала под новый микрорайон генеральный план Омска и заключала соглашения с компаниями, которые занимались продажей квартир. Жилой квартал планировали возводить по муниципальной программе расселения ветхого жилья.
Наталья купила квартиру в строящемся доме в 2011 году. Тогда дом вырос всего на два этажа. Перед этим Наталья изучала другие варианты — именно в новостройках. По совету своей начальницы, муж которой занимался строительством этого дома, Наталья решила купить здесь 42-метровую квартиру с лоджией за 1,6 миллиона рублей.
По данным «Омскриэлта», к концу 2013 года стоимость 1 квадратного метра в Центральном округе (первичный рынок) составляла 44 400 рублей. То есть за 42 метра покупателю приходилось выложить 1,8 миллиона рублей. В доме на Герцена, 11 цены были ниже.
Деньги собирали всей семьей — вложилась сама женщина, ее родители и бабушка с дедушкой. Но средств всё равно не хватило, и пришлось взять кредит на 5 лет. Забегая вперед — кредит давно выплачен. Вся семья выбор одобрила. Бабушка радовалась, что удобная развязка для поездок на дачу. Мама — что комфортно добираться до музыкальной школы, где она работала. Папу устраивало, что рядом можно ремонтировать машину. У Наташи в то время росла пятилетняя дочка, а рядом были школы и садики.
Радость была недолгой. Дедушка чаще других спрашивал, когда же долгожданное новоселье, а Наташа не понимала, как отвечать. В течение трех лет регулярно она звонила застройщику и слушала самые разные версии. То поставка кирпича задержалась, то материалы пришли не вовремя, то другие отговорки. Сначала на стройке стояли и работали краны. А потом они куда-то делись. Перестал брать трубку и застройщик, с которым Наталья регулярно созванивалась.
— Потом все мои родные говорили: «Ты чего, Наташа, ты кого выбрала и кто тебе такое посоветовал?» Дедушка всё спрашивал, почему дом не строится. Я говорю, да вот то одно, то другое, [передавая слова застройщика], как будто уже я их обманываю, понимаете? Как будто я куда-то деньги дела.
Всё чаще папа Натальи грустно напоминал, что он предупреждал. Дело в том, что глава семьи советовал купить жилье в уже построенном доме.
Компания «СибНефтеСбыт» раньше никакого отношения к строительству жилых домов не имела. Генеральный подрядчик — ООО «Регион», привлекал деньги пайщиков через специально созданный ЖСК «Центральный-2», который возглавлял Сергей Скрепец. Именно к ЖСК пайщики начали подавать иски, чтобы вернуть свои деньги и неустойку. Но счета ЖСК оказались пустыми. Кроме того, выяснилось, что дом на улице Герцена строился на деньги, которые компания «СибНефтеСбыт» заняла у кооператива «Кредитный союз». В итоге проект перешел к компании «Строительная компания МК-С».
— Годы шли, и дедушка говорил: «Ой, Наташа, новоселье, наверное, будет без меня». Я говорю: «Да подожди, дед, скоро достроится [дом]».
В 2018 году не стало дедушки Натальи. Через год скончалась и бабушка. А год назад ушел из жизни папа Натальи. Его супруга, несмотря на пенсионный возраст, уехала в другой город искать лучшей жизни. В Омске Наталья осталась со своей дочкой, которой сейчас 21 год. Девушка учится в педагогическом университете. Они живут на съемной квартире. За годы ожидания своего жилья семья сменила три квартиры. В какой-то момент была надежда вернуть потраченные на съем деньги — так постановил суд. И Наталья даже собирала документы, включая договор с арендодателем. Но у застройщика не оказалось денег. Сейчас у матери с дочкой в планах взять ипотеку, но уже либо в сданной новостройке, либо смотреть вторичку.
А пока Наталья, как и другие пайщики, рассчитывает на губернатора Хоценко:
— Я верю, [что он поможет], потому что в принципе просто верю. И, может быть, он как-то проникнется по-человечески. Я не исключаю, конечно, своей вины, но понять, в чем вина моя, не могу. Мы пайщиками встречались, и, когда приходили на встречу, там были [среди пайщиков] какие-то следователи, полицейские, вроде даже судьи. То есть не лесные жители, которые ни в законах ничего не понимают. Мы все попались на эту удочку.
Кстати, под постами Хоценко и комментариями пайщиков есть официальные ответы регионального министра строительства Александра Рашко. Он пишет, что выручить пайщиков сможет закон Омской области о масштабных инвестиционных проектах. Речь о четырех новых микрорайонах, в которых 5% квартир будет передано в фонд региона для решения проблем, в том числе и дольщиков.
— К концу этого года будет сдано 20 домов. По мере ввода жилья в эксплуатацию будет известно точное количество квадратных метров, предназначенных для дольщиков.
Рашко также пишет, что некоторым дольщикам могут вернуть деньги, но если их хватит в бюджете региона.
Эпилог
Глава ЖСК «Центральный-2», который собирал деньги пайщиков, Сергей Скрипец и глава «Строительной компании МК-С» Сергей Маренко оказались на скамье подсудимых. В 2020 году обоих признали виновными в хищении у 404 пайщиков 700 миллионов рублей, — писали «Коммерческие вести». Сергея Скрипца освободили от наказания в связи с истечением срока давности. Сергея Маренко оштрафовали и назначили колонию-поселение, но апелляция отменила и ее.
В единый реестр проблемных объектов Омской области сейчас входят 23 объекта. О многих из них мы писали ранее. К примеру, застройщиков «Квартала романтиков» отдали под суд за кражу 100 миллионов у омичей. Дмитрий Передельский и Иван Притыкин оставили после себя два долгостроя и сотни обманутых дольщиков. «Квартал романтиков» достраивает компания «Строитель» Аркадия Цатиняна.
Другой проблемный дом — на Кирова. Шестнадцатиэтажка готова на 90%. Ее строительство началось в 2013-м и было заморожено в 2021 году, когда заказчика, инвестиционно-строительную компанию «ДомСтройОмск», признали банкротом. В новостройке 270 квартир и 245 обманутых дольщиков. 20 решили не ждать, когда достроят дом, а выбрали денежную компенсацию. С подрядчиком определился Фонд защиты прав дольщиков Омской области.
Найден подрядчик и для элитного дома на пересечении улиц Тарская, 52 / Яковлева, 15 — ООО «ЛенСтройКомплект». Достроить дом планируют к декабрю этого года. В доме на Яковлева 308 квартир, из которых 292 предназначены для дольщиков. Дом готов на 90%, но долгое время стоял без дела. Из-за этого на чиновников омского Минстроя даже завели уголовное дело. Дело начало двигаться в октябре прошлого года. Тогда на сайте госзакупок появились два аукциона в общей сумме на 1,6 миллиарда рублей для достройки домов. Это касается не только дома на Яковлева, но еще на ул. 70 лет Октября, 3, к. 4. Строить здание на Яковлева начали в 2004 году, а на 70 лет Октября — в 2005-м.
И напоследок — по поручению заместителя генпрокурора РФ Дмитрия Демешина омские следователи возбудили уголовное дело о мошенничестве в отношении руководства ГК «Энергосистемы». По версии следствия, в сентябре 2022 года Фонд защиты прав участников долевого строительства Омской области и группа компаний «Энергосистемы» из Санкт-Петербурга заключили договор: организация намеревалась достроить многоэтажный дом на 59 квартир по улице 11-й Ремесленной. Сумма контракта составила 190 миллионов. Закончить строительство нужно было до июня 2023 года. Однако на сегодняшний день готовность дома составляет лишь 61%.