Омск застроен типовыми панельными девятиэтажками и кирпичными пятиэтажными хрущевками. Найти в нашем городе оригинальное многоквартирное жилье — непростая задача. И если унылый вид целых районов, застроенных панельками, вводит в тоску обывателя, то что говорить об архитекторах? Свое мнение об этой проблеме высказал архитектор, председатель омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Никита Шалмин.
Типизация домостроения началась в шестидесятые годы. С тех пор строительство было поставлено на поток — на заводах выпускались наборы, которые собирались прямо на строительной площадке в жилые дома. Справедливости ради скажу, что это происходило не только в нашей стране — типизацией занималась вся послевоенная Европа. Но там типизация в итоге привела к малосерийному производству. И с архитектурными замыслами зодчих там сейчас считаются в первую очередь.
В СССР за основу типизации взяли не отдельные элементы, а весь дом. Появилась блок-секция: это такая вертикальная шахта с лестницей и лифтами и этажи с определенным количеством квартир (как правило, их четыре). Так и штамповались многоэтажки: панельки из бетона и даже дома из кирпича строились по типовым проектам. Облик городов лишился уникальности — все дома, микрорайоны, как в предисловии к «Иронии судьбы», стали похожи друг на друга.
И эта тенденция не меняется до сих пор. Хотя непродолжительный перерыв был. В девяностые годы, когда строители немножко затаились. Это был момент выжидания — в то время застройщики пытались понять, куда движутся предпочтения людей. Тогда многим казалось, что народ ринулся в коттеджное домостроение. Вокруг Омска к началу двухтысячных было нарезано так много земельных участков, что туда можно было перетащить весь город. Однако вскоре стало ясно, что далеко не у всех омичей есть деньги на строительство коттеджа. Соответственно, многие земельные участки оказались невостребованными, при этом их собственники были вынуждены платить налоги, а иногда и кредиты банкам. И оказалось, что коттеджное строительство не может обеспечить всех жителей Омска жильем. Все-таки загородные дома воспринимаются у нас как дополнительное жилье, а квартира в городе — уже необходимость. И когда строители это поняли, они опять вернулись к строительству тех самых типовых домов. К этому времени нормативы и технологии изменились. И застройщики начали поднимать этажность. Чтобы выжать как можно больше денег с одного квадратного метра городской территории. Их задача — не сделать наши дома комфортными и красивыми, а хорошо сэкономить на строительстве и получить максимально возможную прибыль.
Плюс к этому — наше оригинальное право собственности на жилье. Люди покупают квартиры, но по факту не являются собственниками зданий, в которых проживают, — только собственниками квартир. Однако в Жилищном кодексе теперь есть норма: места общего пользования тоже наши, поэтому надо платить за капитальный ремонт. При этом никого не заботит состояние несущих конструкций, стен или фундамента дома. Потому что лица, ответственного за это собственника здания в целом, не существует и по факту, мы покупаем и делим дырки от бублика. И управляющая компания, которая нас обслуживает, — не собственник, она просто эксплуатирует этот бублик, чтобы брать с нас деньги. За сам бублик никто не отвечает. К примеру, появилась в доме трещина. Управляющая компания ничего по этому поводу делать не будет. Собственники квартир тоже.
Что мы имеем в итоге? Сейчас строительная индустрия на подъеме, федеральные программы и льготное ипотечное кредитование обеспечивают соответствующее финансирование. Строитель в любом случае получит свои деньги, надо только строить. Поток расширяется, монстр домостроения диктует свою логику развития событий. Рынок прирастает строительными магнатами. В России, возможно, будет сформировано несколько строительных корпораций, которые будут реализовывать себя, не считаясь с интересами территории и даже местного олигархата, которому в лучшем случае предложат интегрироваться в соответствующие вертикали. Мы уже наблюдаем за пришествием таких компаний: «Догма», «Эталон», «Брусника», и именно они решают не только всю жилищную политику, но и вопросы застройки и облика наших городов.
Всех интересует только выгода. Ни эстетика, ни комфорт людей, а лишь сиюминутное обогащение. И это не меняется годами.
Согласны с автором?