У многих было такое — хочешь начать заниматься спортом, подтянуть себя к лету или просто бегать. Думаешь, вот сегодня ещё отдохну, а завтра рано встану и пойду на стадион или в спортзал. Но как только звенит будильник, в голове появляется масса веских причин не начинать тренировку. То погода не та, то спортивный костюм не поглажен, то спину тянет, то нога болит. В общем, отмазки железные. Знакомая ситуация, не правда ли? С вами готова будет поспорить на эту тему 24-летняя омичка Екатерина Ветохина. В 17 лет она попала в аварию и лишилась левой ноги. Но это не мешает девушке выигрывать медали на международных соревнованиях по метанию диска, носить мини-юбки, путешествовать, любить жизнь и каждый день радоваться ей. История Екатерины — в материале корреспондента NGS55.RU Александра Зубова.
Екатерина Ветохина приехала в Омск из Ханты-Мансийского автономного округа и поступила в СибГУФК. Девушка уже занималась тяжёлой атлетикой и планировала связать со спортом свою жизнь. Но когда она была на втором курсе, произошли события, которые Катя не любит вспоминать. Семь лет назад она лишилась левой ноги. Девушка рассказывает, что они с другом ехали на мотоцикле по Омску. Катя сидела сзади, на пассажирском сиденье. Она даже не поняла, когда на встречку выехала машина. Произошло столкновение. В себя девушка пришла только в больнице. Её друг скончался во время аварии.
— Так всё произошло, что травма ноги была очень серьёзная. Врачи ничего не смогли сделать. И всё, — вспоминает Екатерина.
Понимание того, что ноги нет, пришло не сразу. Под медицинскими препаратами, после операции, было сложно это осознать.
— Осознание того, что я осталась без ноги, пришло позднее. Не сразу. Я это перенесла достаточно легко. Меня окружали близкие люди, которые не давали мне нагнетать. Был такой возраст — 17 лет. Не понимаешь многого. Сейчас я всё понимаю. Но меня это не тяготит. Никак не портит жизнь. Я не чувствую дискомфорта, комплексов. Я полноценный человек, — говорит Екатерина.
У Кати спортивная семья. Её отчим занимается тяжёлой атлетикой, а младший брат профессиональный хоккеист. Они постоянно поддерживали её и мотивировали заниматься спортом. Родные были готовы на всё, лишь бы девушка не бросила любимое дело.
Екатерина начинала ходить на учебном протезе. По её словам, это очень нелегко и совсем не так, как показывают в фильмах. Мол, встал и пошёл. Очень сложно было научиться ходить ровно, чтобы протез не бросался в глаза. Для этого требуется крепкая спина и пресс. Трудно просто встать и пойти, ничего не говоря об активной жизни и занятиях спортом.
Нынешний протез Екатерины — вещь дорогостоящая. Его цена — больше двух миллионов рублей, и, как признаётся спортсменка, на него складывались всем миром. Сумму собрали родители, общественная организация и ханты-мансийский меценат, который пожелал помочь девушке. По словам Кати, перейти с учебного шарнирного протеза на немецкий спортивный, было всё равно, что пересесть с «Жигулей» на Mercedes-Benz. В немецком протезе есть множество функций, вроде переключения режима бега, коньков или лыж. Он напичкан электроникой и жидкостями. В нём можно кататься на велосипеде и плавать в бассейне. Можно даже выставить режим каблуков. Но есть и минусы — раз в год ему требуется техническое обслуживание, на время которого его приходится отправлять в Германию. В протезе обновляют настройки, проверяют все узлы и сочленения, меняют жидкости. Екатерина рассказала, что протез целиком и полностью стоит потраченных на него денег. Она объяснила, что для управления её «коленом» можно даже скачать приложение на смартфон, которое будет передавать различные показатели протеза, включая уровень его зарядки.
— Поначалу были фантомные боли. Когда еще нервные окончания были там. Иногда бывает, когда потренируюсь хорошо, кажется, что нога болит или коленка чешется. Но я стараюсь на это не обращать внимания и всё проходит, — улыбается девушка.
Глядя на протез Екатерины, обращаешь внимание на его необычное оформление в чёрно-красных тонах. Оказалось, что молодой человек Екатерины отдал ей свою футболку, из которой она и сделала чехол для протеза. Но необычные рисунки украшают не только его. Катя любит татуировки, которых у неё несколько. Узор на бедре, языки пламени за ухом, скрипичный ключ на пальце и портрет любимого пса Арни на рёбрах.
— Я делала их втихую. Родители ругались! Это зараза такая. Хочется ещё и ещё. Но пока я решила остановиться. Пока больше ничего не буду делать, я успокоилась, — улыбается девушка.
В сентябре 2015 года с Катей связалась тренер Елена Савченко. На тот момент девушка уже вернулась домой на Север.
— Она мне звонит и говорит: «Катя, приезжай, давай заниматься лёгкой атлетикой. Я буду тебя тренировать». Раньше я занималась тяжёлой атлетикой, пауэрлифтингом. И вот с 2015 года я перешла в лёгкую. Мы начали работать с Еленой Александровной и работаем по сей день. На тот момент она уже занималась с паралимпийской спортсменкой Леной Чистилиной. Она про меня и рассказала, — вспоминает Екатерина.
Переход в другой вид спорта давался очень тяжело. В первые два года, по словам Кати, были сплошные «психи и истерики». Ей казалось, что новый вид спорта ей не подходит. В нём всё было по-другому, работали другие виды мышц, были другие нагрузки. Плюс нужно было привыкнуть к тому, что вместо одной ноги — протез.
Но Екатерина изменила своё мнение. Сейчас она чемпионка России и член национальной сборной, призёр международных соревнований, мастер спорта международного класса по метанию диска и мастер спорта по метанию ядра среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Спорт для неё — это работа, благодаря которой она зарабатывает на жизнь.
— Были соревнования самые первые. У меня не получилось ничего завоевать. Хотя надежды и были очень большие. Я ехала туда с мыслью, что легко всех обойду и завоюю первое место. Но не вышло. Я и занималась-то там первые полгода. Ещё и период адаптации был, когда я вообще училась двигаться с протезом. Я ничего не выиграла. Начались слёзы, сопли. Всё! Я больше не тренируюсь, это не моё! Я же девочка… А потом еще одни соревнования. И там уже оп — тут третье место, тут второе. А потом первое, первое, первое. Это меня мотивировало. То, что начало получаться. И потом это всё переросло в то, что я стала профессиональным спортсменом. Это стало моей работой, — рассказывает девушка, добавляя, что тренировки проходят у неё каждый день и иногда на них не хочется идти. Но что поделаешь? Работа есть работа.
Основной вид спорта у Екатерины — это метание диска и ядра. Но сейчас, пока весь мир борется с коронавирусом, у Кати появилась возможность освоить новый снаряд — копьё.
— Лишнее время для подготовки — это, конечно, хорошо. Мы его ценим и используем. Но мы тренируемся и готовимся, не зная к чему и когда. Понятно, что соревнования еще будут. Но вот где, когда и какие, пока не известно. А пока можно и новый снаряд изучить, — объясняет Екатерина.
Несмотря на жизнь, наполненную спортом и экстримом, девушке не всегда хватает захватывающих дух событий. Поэтому она никогда не упускает возможности побороть свои страхи и поучаствовать в чём-то экстремальном. Отсюда появляются походы в горы Алтая, сплавы по рекам, полёты на канате с моста, моторафтинг, катания на захватывающих дух американских горках в Сочи. А ещё пёс Екатерины Арни катает её на тюбинге.
— Тюбинг — классное занятие. Мы всю зиму прокатались на нём. Мой пёс Арни (Арнольд) нас катал. Мы цепляли тюбинг к нему за шлейку, и он носился с нами по парку. Я еще захотела одеться как Снегурка, мой парень на лыжах рядом — Дед Мороз, а Арни сделать рожки как у оленя. Дети внимание обращали. Все улыбались, — вспоминает Катя.
С Арни Екатерина вообще старается проводить много времени, гуляя и играя с верным псом.
По словам девушки, её молодой человек не обращает внимания на то, что у неё нет ноги. Они познакомились с ним в социальных сетях. Он тоже занимается спортом. У пары много общих интересов, а вместе они уже два года. В ближайшее время пара хочет расписаться. Свадьбу во время пандемии играть не планируют. Только семейное торжество в узком кругу близких людей.
— У меня нет никаких комплексов сейчас. Да и никогда не было. Мне никогда не было как-то неловко. Неловко почему-то людям, которые со мной. Они не могут привыкнуть к вниманию. А внимание есть постоянно. Я к нему привыкла, мне оно неинтересно. А вот люди, которые со мной, так не могут. Я не комплексую, не стесняюсь ходить в туфлях. Я люблю короткие юбки. Хожу, как мне удобно. Захотела позагорать — надела купальник. В России к этому относятся дико. Я была на соревнованиях во Франции, в Дубае, Италии. Там к этому все спокойно относятся. Ну, без ноги и без ноги. А у нас дикие люди, провожают взглядом, пальцами показывают, шушукаются. Была в магазине, стояла в очереди. Вокруг меня стоят люди, что-то шепчут. Подходит мой молодой человек и говорит: «Там все на тебя смотрят». Я оборачиваюсь и громко говорю: «Кто? Где? Кто смотрит?». Я на лайте к этому отношусь. Бывает, наступлю кому-нибудь на ногу, а сама этого не замечаю, — смеётся спортсменка.
— Я не представляю сейчас, что я могу заниматься чем-то другим. Что я работаю в офисе, например. Я вижу себя в спорте. Я веду активный образ жизни. Точно не офис. Точно не сидеть дома. Я провела на самоизоляции неделю. Еле выдержала. Чуть с ума не сошла. Я не могу на одном месте сидеть. Это ад для меня. Я люблю активный отдых, гулять с собакой. Я хочу жить полной жизнью и не вижу никаких причин и преград, чтобы этого не делать, — улыбается Екатерина.