Город «В толпе людей начинает звонить колокол внутри». Ветеран СВО — о том, почему уехал в деревню и открыл ферму

«В толпе людей начинает звонить колокол внутри». Ветеран СВО — о том, почему уехал в деревню и открыл ферму

Вместе с семьей он занимается молочным и мясным скотоводством

Денис Сидорякин с министром сельского хозяйства Омской области и другими фермерами | Источник: Денис СидорякинДенис Сидорякин с министром сельского хозяйства Омской области и другими фермерами | Источник: Денис Сидорякин

Денис Сидорякин с министром сельского хозяйства Омской области и другими фермерами

Источник:

С 1 января ветераны и уволенные в запас участники СВО могут получить до 7 миллионов рублей на развитие бизнеса в сельском хозяйстве. Такую возможность дает новый грант «Агромотиватор» — постановление уже подписал Михаил Мишустин. Отбор тех, кто имеет шанс на господдержку, будут вести региональные комиссии.

При этом в России уже действует программа грантов для начинающих фермеров «Агростатап», в которой участвуют и военнослужащие, уволенные в запас. Например, ветеран боевых действий Денис Сидорякин из Омской области. В прошлом году вместе с женой и сыном он пошел учиться в Омский ГАУ и колледж при университете, чтобы стать дипломированным агроинженером.

Сегодня Денис также является членом ассоциации «Народный фермер» и главой собственного хозяйства, занимаясь молочным и мясным скотоводством. Он рассказал, почему выбрал такое направление и с какими сложностями приходится сталкиваться в работе.

 Чем вы занимались до ухода на СВО?

— У нас и раньше была маленькая ферма, но, так как меня мобилизовали, поголовье пришлось отправить на забой. Двое ребятишек, жена одна, и непонятно, когда мужчина вернется, это же не командировка. Но надежду возродить хозяйство мы не оставляли, и после комиссовки решили возобновить работу. Я как раз получил грант «Агростартап».

 Получается, ваша семья зарабатывала на жизнь до СВО именно с помощью фермы?

— Я работал еще в другом месте — менеджером по продаже запчастей.

 А вам не страшно было после найма заходить в бизнес?

— Нет, после специальной военной операции вообще ничего не страшно.

 Почему всей семьей вы пошли учиться именно на фермеров? Обычно такой уютный образ фермерской семьи встречается только в фильмах. В России же часто стараются найти работу «почище», в офисе. Кто придумал такой план?

— Нам нравится работать на земле, ухаживать за животными. Супруга у меня на зоотехника учится. Еще у меня есть некоторые сложности после СВО. Когда вокруг большое скопление людей, внутри начинает звонить внутренний колокольчик. Даже не колокольчик, а колокол. Начинаешь постоянно бояться, что сейчас в толпу что-то прилетит. На селекторных совещаниях я не могу сесть в центре зала, мне нужно в углу, у стены или у окна. Конечно, я понимаю, что здесь не прилетит ни ракета, ни дрон, ни мина, ни снаряд, но это на подсознательном уровне всё равно со мной постоянно. Есть поговорка «меньше народа, больше кислорода». Поэтому мы и решили в деревню уехать, где не бывает скопления людей.

 В какой деревне вы сейчас живете?

— Колбышево в Большереченском районе.

Денис в управлении сельского хозяйства Большереченского района | Источник: Денис СидорякинДенис в управлении сельского хозяйства Большереченского района | Источник: Денис Сидорякин

Денис в управлении сельского хозяйства Большереченского района

Источник:

 Как вы думаете, почему при таких ресурсах, как плодородные поля, исторический опыт, техника, в стране такое дорогое мясо и недешевая молочка? Можно ли сделать их доступными для каждой семьи?

— Сельское хозяйство само по себе убыточное, особенно животноводство. Без государственной поддержки никак не добиться низких цен. Например, пошел дождь — и сено сгнило. Соответственно, всё, что ты потратил на это — солярку, нитку, шпагат, время, — одним дождем перечеркнулось. Фермер на земле ни от чего не застрахован. А страховка — это мелкие компенсации, и они больше подходят крупным предприятиям, у которых 10, 20, 30 тысяч гектаров земли. Если я свои 400 гектаров застрахую и у меня сгниет всё сено, я получу компенсацию 100 тысяч рублей. При этом кормов мне надо будет приобрести на 1,5 миллиона. Чем крупнее бизнес, тем затрат меньше, потому что есть энергонасыщенная техника, меньше сотрудников и так далее. Я маленький фермер, у меня расходов больше.

 Из чего сегодня состоит ваше хозяйство?

— Сейчас у нас есть лошади — кобылы кабардинской породы, дойные коровы, телята. Из техники два трактора, тележки, косы, пресс-подборщик. Ничего мощного, серьезного, к сожалению, нет. Это нам не по карману. Конечно, хочется поля распахивать, не закупать корма, а сеять самостоятельно, но это очень дорого. Потому что трактор энергонасыщенный стоит 20 миллионов, посевной комплекс — 5–7 миллионов. Государство, конечно, субсидирует лизинг, но всё равно для мелкого фермера суммы неподъемные. И пока чиновники это не поймут, у нас не получится развиваться так, как в Москве мечтают. Например, нам нужен еще один трактор в этом году, и банк лизинг уже не дает, потому что прибыль маленькая.

 Тем не менее выращивать коров в Сибири не утопия?

— Да, мы всё равно смотрим на это позитивно. Просто много проблем. В этом году мы не можем найти коров, никто не продает их. Обзвонили предприятия всех ближайших регионов, у многих нет продажи или карантин, а кто продает, тот цену задирает такую, что я не вижу смысла приобретать, это нерентабельно. Купить нетелю за 250 тысяч — это как в казино сыграть. Гарантии же нет никакой, что эта корова будет давать мне молоко на ту сумму, в которую она обошлась.

 Какие планы по развитию бизнеса? Может, хотите делать омский пармезан?

— Сибирский пармезан — это очень долго и очень дорого. Но сыроварня есть в планах, жена давно о ней мечтает. На данный момент загадывать сложно, потому что цены меняются быстрее, чем планы. Уже смотрим по обстоятельствам, без стратегий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления