Автором широко известного портрета Петра I в латах стал французский живописец Жан-Марк Натье. Бесчисленное количество портретов французской и русской аристократии, оставшихся после художника, свидетельствуют о его таланте рисовальщика, виртуозном исполнении как парадного, так и психологического портрета.
Натье был одним из самых блестящих портретистов своей эпохи, его работы отличаются тонким колоритом, грациозной постановкой фигур, красивой укладкой драпировок и общим изяществом исполнения. Иногда он придавал всем своим моделям излишне женственную мягкость, порой не избегал лести. Особенно это касается мужских фигур, которые отличались утончённостью моделировки лиц, избытком шёлков и декоративных элементов. Несмотря на эту парадность, Натье привлекает внимание своей глубокой трактовкой эмоционального состояния моделей.
В 1717 году, во время пребывания Петра I при дворе французского короля Людовика XV, Натье с натуры написал портрет русского царя как парный изображению Екатерины I, ранее созданному мастером в Гааге.
Перед нами репрезентативный барочный портрет, где русский царь представлен в рыцарских доспехах на фоне сражения. Такая трактовка образа и композиционное построение характерны и для других произведений Натье, на которых он изображает Людовика XV и представителей французской знати.
Портрет Петра I неоднократно копировался, в том числе и самим автором. Существует несколько аналогичных изображений, хранящихся в различных собраниях. Их появление объяснялось интересом, который вызвал приезд во Францию русского царя, и желанием многих высокопоставленных лиц иметь у себя его изображение. Копии создавались и для российских собраний. Подписной и датированный 1717-м годом портрет находится в музее Резиденции в Мюнхене. Эрмитажная картина ранее считалась работой Натье, но позже это стало вызывать сомнения, и рядом с именем художника в публикациях появился знак вопроса. Завершённая в 2023 году реставрация картины освободила произведение от поздних поновлений и пожелтевшего лака. В результате стала очевидной его близость другим творениям французского живописца. Возможно, картина исполнена Натье при участии художников его мастерской. Более жёсткая по сравнению с портретом Екатерины I манера, наличие оконтуривания отдельных форм могут объясняться тем, что произведение стало повторением первоначального подписного оригинала.
Пётр I предложил Натье должность придворного художника в России, но тот, ссылаясь на привязанность к родине, отклонил приглашение. Жан-Марк Натье практически всю свою жизнь провёл в Париже. По заказу русского царя, Натье исполнил также батальную сцену «Битва при Лесной», отобразившую знаменательный эпизод Северной войны. Ныне работа хранится в Пушкинском музее в Москве; ранее она ассоциировалась с Полтавской битвой. Сам император этих полотен не увидел, картины были привезены в Россию уже после его смерти.