Совсем недавно в Омске прошло заседание круглого стола, посвящённое мусорной реформе. Собравшиеся два с лишним часа обсуждали происходящее, разбираясь с тем, что уже сделано, что обещано и какие из прозвучавших обещаний реально выполнить. Вырисовывается довольно непростая картина, в которой надо бы разобраться: в конце концов, ближайшие новости на тему мусора могут появиться только через пару месяцев.
Кто занимается реформой
Не далее как 14 января этого года президент Путин подписал указ о создании «Российского экологического оператора» (РЭО) — федеральной структуры, которая должна будет координировать усилия региональных властей и операторов в части обращения с мусором. В наблюдательном совете будут заседать главы федеральных министерств природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, строительства. Курировать работу оператора будет, по-видимому, один из вице-премьеров России — Алексей Гордеев, в сферу ответственности которого входят экология в целом и обращение с отходами в частности.
Кто возглавит РЭО, пока неясно, но, например, источники «Коммерсанта» довольно уверенно прочат на эту должность воронежского бизнесмена Вадима Ишутина, связанного с Гордеевым. Непонятно и то, насколько широкими будут полномочия этой компании: теоретически вместо простого координатора из РЭО может получиться эдакий «Росмусор» — масштабная госмонополия с громадным бюджетом.
Что бы ни происходило сейчас в Москве, на уровне омского региона реформу курирует местное министерство природных ресурсов и экологии (его глава — Илья Лобов). Интересно, что это ведомство всё ещё не получило часть соответствующих полномочий, которые раньше принадлежали министерству строительства. В результате определённые вещи минстрой уже не может делать (он полномочия потерял), а минприроды — ещё не может.
Начало реформы
Переход на новую систему вывоза и переработки мусора, когда все работы выполняет один региональный оператор, получающий деньги по отдельным квитанциям, был анонсирован почти три года назад и в Омской области переносился трижды. Вот и 1 января 2019 года этот переход не произошёл: его отложили до 1 апреля (теперь уже в последний раз).
— Очень правильно, что правительство и региональный оператор не очень торопились, — констатировал один из участников «круглого стола» Александр Лихачёв, глава «Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса». — Они решили не переходить на новую систему 1 января, не портить людям новогодние каникулы…
Такой переход произошёл в 11 регионах; в общей сложности в этом году региональные операторы заработают в ещё 60 субъектах Российской Федерации. 14 регионов сейчас готовятся, чтобы войти в реформу 1 января 2020 года, а Москва, Петербург и Севастополь получили трёхлетнюю отсрочку. У них нет своей территории, на которой можно было бы размещать отходы. Получается, что Омская область в этом смысле «середнячок»: в число отстающих она не попала.
Территориальная схема
Одна из главных составляющих реформы — создание «территориальной схемы обращения с отходами». Это документ, в который должны быть включены все точки первичного сбора мусора («контейнерные площадки»), а также маршруты перевозки, перегрузочные станции, места сортировки и переработки и полигоны, на которых мусор будет храниться. Черновой вариант уже готов и выложен на сайте минприроды. Многое в нём изменилось по сравнению с изначальными параметрами: полигонов осталось всего два из девятнадцати, мусоросортировочных комплексов — три из двадцати двух, перегрузочных станций — десять из двадцати двух. Целью всех этих изменений было снижение себестоимости, чтобы тариф был для омичей как можно ниже.
— Основная цель — минимизировать капитальные затраты, — объяснил директор ООО «Магнит» (регионального оператора) Сергей Шевченко. — Мы оставили только три сортировочных комплекса и два полигона, чтобы быстрее вернуть инвестиции и уменьшить нагрузку на тариф.
Сортировать мусор будут на окраине Омска (на границе Советского городского округа и Омского района, за территорией «Полиома»), в Таврическом и Тарском районах. Кстати, за пределами нашего города мало что готово к реформе: в очень многих населённых пунктах никаких контейнерных площадок нет и никогда не было. По словам Шевченко, это справедливо для всех деревень и посёлков региона, кроме райцентров, — отсюда и 900 несанкционированных свалок.
Региону придётся выделить 300 миллионов рублей на срочные расходы. Районные власти сейчас готовят реестры «перспективных контейнерных площадок» и прочие документы, необходимые для участия в конкурсах на субсидии, а это значит, что нормальный сбор мусора на селе быстрее, чем за несколько месяцев, налажен не будет.
Судьба мусора
Официальная цель мусорной реформы, по словам вице-премьера Гордеева, — «резко снизить экологическую нагрузку на окружающую среду, и сделать это таким образом, чтобы отходы как материальные ресурсы максимально возвращались во вторичный оборот». Получается, что ключевой момент — судьба отходов после того, как оператор забрал их из контейнеров. «Магнит» гарантирует, что уровень утилизации будет не ниже 75%. На вопросы недоверчивых экспертов на круглом столе Шевченко ответил, что у его компании даже более амбициозные планы. В 2019 году уровень обработки будет 81,3% и уровень утилизации 80,2%, а в 2020 году будет повышение — до 91,45 и 89,3% соответственно.
Достигнуть таких показателей (без преувеличения превосходных) Шевченко рассчитывает, для начала запустив в феврале-марте два мусоросортировочных комплекса. Выделенную из общей мусорной массы органику «Магнит» будет отправлять на компостирование, а остальное пока складывать на территории — до тех пор, пока система утилизации не заработает в полном объёме. В следующем году Шевченко обещает запустить полностью автоматизированный завод по сортировке — либо в Любинском районе, либо в Омском, либо на всё том же земельном участке за «Полиомом» в Нефтяниках.
— Если мы не достигнем этих показателей, власти имеют право расторгнуть договор, — констатировал Шевченко на всё том же заседании.
Что тут скажешь? Теоретически у областного правительства, конечно, есть такой выход, но искать нового оператора, когда реформа уже идёт и когда федералы настроены принимать только рапорты об успехах, — явный проигрыш. Получается, что любые результаты «Магнита» наши власти будут вынуждены принять и одобрить.
За что именно платить
В самом начале реформы чиновникам пришлось искать ответ на ключевой вопрос: как рассчитывать «мусорный тариф» — исходя из площади квартиры или из числа жильцов? Выбран был второй вариант.
— Это не потолок выделяет мусор, а люди, — констатировал Шевченко.
Тут с директором «Магнита» трудно спорить. Но в некоторых регионах платить будут по-прежнему исходя из площади квартиры, ставя во главу угла другую логику. Подушевой тариф при желании можно считать разновидностью налога на бедность: как раз малоимущие семьи часто теснятся в маленьких квартирах, и для них коммунальные платежи существенно возрастут, если главным параметром станет количество людей, а не метраж жилья.
Если же принять тезис, что мусор выделяется не потолком и не полом, а людьми, то следующая задача чиновников и регионального оператора — выяснить, сколько мусора остаётся после среднестатистического омича.
Норматив потребления
Объёмы мусора, генерируемые жителями Омска и области, считали долго и усердно. Девять тысяч замеров в течение всех четырёх погодных сезонов сделали чиновники и представители управляющих компаний. К лету 2017 года они рассчитали «средний норматив потребления», который потом использовался при вычислении тарифа. Согласно этому нормативу, после жителя гостиницы остаётся четыре литра мусора в день; после пациента больницы — пять литров; после студента вуза или техникума, посетителя театра или дискотеки, ученика или учителя в школе, воспитанника детского сада — один литр. Наконец, один житель благоустроенного многоквартирного дома в области — это пять литров мусора, а один житель такого же дома в Омске — шесть литров.
К этим данным у наблюдателей возникают вопросы. Депутат Горсовета Дмитрий Петренко настаивает на том, что у многих УК, участвовавших в проведении замеров, не было надёжных и сертифицированных инструментов, а полученные ими годовые данные подозрительно кратны 365. По его мнению, данные завышены в два – два с половиной раза; по мнению блогера Владимира Лифантьева (он же Орис Брут), речь должна идти о завышении на треть из-за того, что методика подсчётов после 2017 года поменялась. А если так, то омичам придётся платить по неоправданно высокому тарифу.
Представитель РЭК (это был заместитель главы комиссии Алексей Тихомиров) сам факт изменения методики не отрицал, но не видел здесь никакой проблемы. На момент замеров всё соответствовало текущему законодательству — значит, и норматив вычислен верно. Прозвучало вполне логичное предложение всё посчитать заново; министр Лобов, как оказалось, совсем не против, и подсчёты, наверное, могут снова начаться. Проблема в том, что для получения нового норматива нужен как минимум год, а значит, с апреля омичи будут платить по нормативу, который не соответствует требованиям текущего момента.
Платежи
Норматив потребления умножается на себестоимость работ по вывозу, хранению и переработке одного литра мусора, в формулу вводится прибыль оператора. В итоге, по данным директора «Магнита», получается примерно 131 рубль на каждого жителя Омской области. Если заявку оператора утвердит РЭК и если потом эту сумму одобрят региональные власти, именно таким будет мусорный тариф. Получается, что сейчас за трёхкомнатную квартиру в Омске платят 120–140 рублей (эти деньги заложены в общую сумму в одной из квитанций), а начиная с апреля за ту же квартиру семье из трёх, например, человек придётся платить 400 рублей.
Разница принципиальная, и она будет особенно заметной благодаря отдельной строке в квитанции. Платить явно захотят не все — и многие платить не будут. По крайней мере, первое время. Шевченко полагает, что в первые три месяца сборы по «мусорной» квитанции составят 30%, следующие три месяца — 40–55%, и дальше рост продолжится. В целом «Магнит» готов к кассовому разрыву от миллиарда рублей до миллиарда 300 миллионов.
Раздельный сбор
Лучшим выходом из создавшегося положения был бы изначально раздельный сбор мусора — и многие активисты и эксперты ратуют именно за это. Если жители региона сдают мусор, уже разделённый на фракции, то оператору надо тратить на его переработку намного меньше времени, сил и денег — да и окружающей среде наносится меньше вреда. Но на каждого эксперта, который говорит, что наши люди к такому готовы, найдутся двое экспертов, утверждающих обратное. Представители «Магнита» в такой ситуации разводят руками и говорят: «Или мусор сортируют все — или в переходе на такую систему нет никакого смысла». Так что после реформы тут ничего не изменится.
Сторонники раздельного сбора мусора, кстати, уверены, что оператору таковой просто невыгоден — отсюда и отсутствие энтузиазма. Простые перевозка и переработка во всех развитых странах нерентабельны, а хозяйствующий субъект должен действовать в своих интересах, так что мечты о раздельном сборе мусора именно мечтами и останутся. По крайней мере до следующей реформы.