Новое мини-путешествие корреспондент NGS55.RU Александр Зубов решил совершить в Большие Поля. Этот микрорайон относится к Советскому округу Омска, хотя, глядя на карту, так никогда не скажешь. Потому что Советский округ и посёлок разделяют очень большие поля. Посёлок находится на Пушкинском тракте. К нему вдоль дачных кооперативов ведёт разбитая дорога, начинающаяся сразу за переездом на улице Герцена. На 12 улицах в Больших Полях ведут размеренную жизнь около трёх тысяч человек. Автор решил прогуляться по Большим Полям, посмотреть на достопримечательности и пообщаться с местными жителями.
Yeah!
Я стоял на остановке, оглядываясь и решая, куда направиться для начала. И тут до моих ушей долетел знакомый с юности мотив. Это же Usher и его «Yeah!», подумал я. Откуда здесь песня 2004 года? Обернувшись, я нашел источник: двое парней лет 15 в сдвинутых на затылок шапках шли по улице, щелкали семечки и слушали музыку на телефоне. Когда-то и я щеголял так же... На меня накатила ностальгия, и я решил с ними немного пообщаться.
— Да, конечно, тут полное г...! Чё говорить — просто оглянись! И пахнет тоже. Делать нечего. Одно кафе только, называется «Три семёрки», и магазины. Там сидим. А в клубе делать нечего. Ни секций никаких, ничего. Песни-пляски! Там и пацанов-то почти нет. Тут хорошо, если ты ветеран или пенсионер. Огороды, скотина. А молодым тут никто ничего не придумывает. Даже концерты молодежные — они как для пенсионеров. В город не поездишь, пока тачки нет. Вернее, уедешь, а поздно не приедешь. Я доучусь и уеду сразу. Но не в Омск. Хочу в Москву, строителем, — рассказал обладающий прекрасным музыкальным вкусом Сергей.
— А с алкоголиками, наркоманами у вас тут как?
— Не, ну пьют... А с барыг у нас спрос особый. Сразу...— ответил Сергей, недвусмысленно пощелкивая себя кулаком по скуле и утирая нос.
Парни пошли дальше, а мне пришлось изменить мнение насчет их музыкального вкуса — сразу после R'n'B-хита заиграл Петлюра.
«Централь»
После въезда в посёлок попадаешь на площадь перед торговым комплексом со звучным названием «Централь». Рядом находятся колонка, возле которой постоянно наливают воду автолюбители, и остановка общественного транспорта.
Я ожидал увидеть в месте под названием «Централь» что-то вроде омского «Миллениума». Но, как оказалось, это обычный магазин, в котором можно купить всё: продукты, игрушки, футболку с надписью «FASHION» и лопату для чистки снега. Наводившие порядок в хозяйственном магазине продавщицы умело и громко использовали обороты великого и могучего русского языка.
На втором этаже находится салон красоты под названием «Жасмин». Я приехал уже красивым. Решил не заходить.
Двух- и трёхэтажные многоквартирные дома находятся только рядом с площадью у магазина. Такие стоят в большинстве крупных омских деревень.
Летом возле таких «панелек» разбивают палисадники и выращивают различные овощи, вплоть до картошки. Действительно, стоит ли отказывать себе в плюсах жизни в посёлке, если ты являешься обладателем квартиры в двухэтажной «панельке».
— Да знаете, все нормально тут. Не жалуемся. Когда-то было, конечно, что свет отключали или воду. Сейчас такого нет. Дороги чистят. До города близко: 15 минут, и ты в центре. Тут, в самих Полях, конечно, ничего нет. Я даже в магазины-то тут почти не хожу. Хлеб, молоко — максимум. А так в городе покупаем и сюда едем. Пока у нас ребенок маленький, я не беспокоюсь, а вот позже надо думать уже. Детям здесь нечего делать. Только хоккейная коробка и дом культуры. Но это же тоже не всем подходит. Подрастет, будем думать, — рассказала Екатерина, усаживавшая дочку в машину.
Женщина добавила, что сейчас серьёзно поднялась квартплата, но, по её мнению, с такой ситуацией столкнулись люди по всей стране.
— Сами виноваты. Терпим же, всё с нашего согласия, — заключила она.
Несколько двориков в двухэтажках оказались очень уютными. Некоторые из них огорожены, в них стоят беседки и мангалы. Наверняка на праздники здесь собираются соседи. Возможно, кто-то даже играет на гитаре или баяне.
Недалеко от центра находится амбулатория врача общей практики. Судя по крыше, рецепты больным разносят голуби, как совы из Хогвартса.
Птиц здесь вообще много. И каждый воробей тянет на хорошего кролика. Откормились, наверное, на ближайших зернохранилищах.
Посередине посёлка торчит башня неизвестного назначения. Она похожа одновременно на башню вертухая и воронье гнездо на пиратских кораблях. Я хотел было до неё добраться, но со всех сторон башня огорожена заборами и гаражами.
На окраинах Больших Полей множество небольших построек, гаражных кооперативов, различных бытовок, сарайчиков и погребов.
Детям нечем заняться?
В Больших Полях есть средняя школа № 5. Внутрь меня пускать отказались, ссылаясь на то, что нужно согласие чуть ли не главы департамента образования. Местные жители рассказали, что при школе также действует детский сад.
Проходившая мимо женщина пояснила, что классы в школе неполные, поскольку детей в поселке мало и большинство из них учатся здесь лишь до девятого класса.
Рядом со школой находится теплица. Выглядит она так, будто пережила все возможные войны. Если в ней сейчас что-то и растет, то только грибок на стенах. Хотя такая ситуация сложилась не только в Больших Полях. Вы видели хоть одну целую и действующую школьную теплицу?
Возле хоккейной коробки, как и говорили местные, было полно детей. Мальчишки разных возрастов рубились не на жизнь, а на смерть у ворот противника. За ними наблюдала одна болельщица.
Неподалёку от школы находится дом культуры «Колос». В нем, по словам художественного руководителя Татьяны Котенко, есть множество секций и кружков.
— Многие говорят, что молодежи в Больших Полях нечем заняться. Поэтому они гуляют и пьют. Это действительно так?
— Это зависит от самих ребят. Сейчас у молодежи перевернуто сознание — если нет алкоголя, то, значит, не интересно. Свои проблемы и комплексы они решают алкоголем. Я вас уверяю, что если к нам прийти и найти себя, то можно раскрепоститься. Та же театральная группа «Пуговица». Там можно делать что угодно, в любом виде и образе. Молодежь, которая хочет себя занять чем-то и жить интересно, они сюда идут. А вот кто ступил на эту шаткую дорожку, тот себя оправдывает тем, что здесь нечем заняться, — поделилась Татьяна Котенко.
Белый дом
Возможно, в этом доме живёт отошедший от дел Барак Обама с семьей, который решил найти покой в сибирской глубинке, но из-за ностальгии по Вашингтону отстроил себе белую усадьбу. По вечерам он приходит домой, топит печь и рассказывает жене, как выкручивал лампочки в подъездах и разными способами вредил жителям России.
А этот белый дом показался мне очень интересным. Он двусторонний. С одной стороны — вполне себе жилые комнаты и пластиковые окна.
Правда, удобства на улице. Приятно, наверное, сидеть в таком туалете в 40-градусный мороз и думать о растущем госдолге США и новых боевых ракетах России.
На фото ниже — этот же дом. Его вторая половина заброшена. Окна выбиты, двери выломаны. Местные превратили его в помойку и туалет. Хозяина жилой половины это, видимо, не смущает.
Частный сектор
Свой путь я продолжил по улице Зелёная. Она оправдывает свое название. Здесь множество зеленых домов, заборов, кругом деревья. Летом она и вправду зеленеет.
Дома здесь стоят разные, но большинство — не коттеджи, а дома на двух хозяев.
Строятся здесь по-деревенски широко. За заборами столько места, что можно гонять в футбол. Огороды и беседки есть почти рядом с каждым домом.
На улице Новой выстроились коттеджи. Они крупнее своих соседей, каждый построен по индивидуальному вкусу хозяина.
Перед въездом на Новую даже есть детская площадка со снежными фигурами. Всем приезжающим приветливо машет рукой Снеговик. Еще здесь есть ёлка, куранты и Дед Мороз.
Не обошлось и без традиционных для таких мест поддонов. Их здесь, конечно, не настолько много, как в элитной Чукреевке, но тоже встречается такая роскошь.
На задах
Стоит немного отойти от красивых домов, как оказываешься на задах. Множество сараек, сколоченные вкривь и вкось заборы, кучи навоза, стога сена. Стены, пробитые старым линолеумом. И этот прекрасный запах, знакомый любому, кто хоть раз бывал в деревенском сарае со скотиной.
Колорита местному пейзажу придает самый настоящий колодец с воротом и ручкой. Как правило, вода в таком колодце очень вкусная.
Проходивший мимо мужчина в спецовке поинтересовался, что здесь делает бородатый парень с камерой. Получив ответ, он неохотно рассказал, что многие жители Больших Полей держат скотину.
— А почему всё так неряшливо? Будто наспех сколочено?
— Да какая разница? Для кого красоту наводить? Для свиней? — ответил он.
Охранявший соседский двор азиат внимательно слушал разговор, наблюдая за нами из-за забора.
Когда пёс узнал, что ремонта ждать не стоит, он затянул грустную песню про нелегкую собачью жизнь.
— Мы отсюда не уезжаем. Мы уже корнями тут проросли. Дом, огород. Как всё это бросить? Мне иногда хочется в Омск. В квартиру нормальную, с ванной, в центре или на левом. Говорят, пенсионерам тут лучше? Чем? Мы, считай, в городе по обстановке, по ценам, а городского ничего нет. Всю жизнь работали, и на пенсии работать. Может, воздух здесь чище, а так — чем лучше? Чем тут заняться? Хоры я не пою, огород держу потому, что бабка моя просит. А я люблю в ресторане посидеть, в кино сходить, на хоккей. Погулять по центру, набережной, посмотреть что-то новое. А здесь ничего не меняется. Молодые хотят уехать? Мне 67. Я тоже хочу, — заключил Сергей Александрович, стоявший со знакомым на остановке.