В омской мэрии сегодня заседал архитектурно-градостроительный совет. Повестка включала всего два вопроса. Остальное, по словам главного архитектора Омска Игоря Павлова, перенесли на следующий год. Нельзя было откладывать только обсуждение благоустройства Театральной площади и площади Бударина.
— Мы должны закончить этот год с безупречной конкретикой, — объяснила мэр Омска Оксана Фадина в своей короткой вступительной речи. — Мы должны утвердить перечень общественных территорий, на которые зайдём в следующем году, должны понять, какими их хотят видеть жители. Перспективы нашей работы очевидны и пока безграничны…
В любом случае в списке «общественных территорий» уже оказалась Театральная площадь: не только потому, что она в самом центре города, но и потому, что следующий год будет годом театра. После Фадиной слово дали (видимо, чтобы закрепить мотивацию) не докладчику, а народной артистке Валентине Шершнёвой, которая была довольно лирична.
— Когда я сюда приехала, мне страшно не понравился Омск, — рассказывала она. — Он был какой-то серый… И я подумала: «Поработаю год-два — и уеду!». А потом полюбила этот город. Особенно люблю летом ездить в троллейбусе по утрам. Такой восторг!
Потом Шершнёва рассказала, что ей «хочется какой-то эстетики» и что всю площадь, начиная от фасада театра, надо «привести в божеский вид», чтобы она стала «визитной карточкой города». После этого, наконец, начался доклад архитектора Александра Бегуна о благоустройстве Театральной.
Представленный публике дизайн-проект предполагает мощение заново всей площади, формирование безбарьерной среды (вместо ступенек должны появиться плавные подъёмы и спуски), высадку новых деревьев, реорганизацию детской площадки и торговых точек, появление новых пешеходных переходов — двух через проспект Карла Маркса и одного через улицу Лермонтова, которые бы связали Театральную площадь с Ленинской горкой. Деревьев станет больше (525 вместо 305), а площадь автомобильных парковок уменьшится.
— А если помечтать, — рассказал Бегун, — то можно сделать фонтан сухим. Ведь он сейчас работает только несколько летних месяцев, а всё остальное время это мёртвое пространство.
Но обсуждение показало, что не со всеми мечтами архитектора согласны его коллеги.
— Я разочарован, — заявил с ходу один из участников заседания. — Это можно сравнить с ситуацией, когда квартире нужен капитальный ремонт, но нам предлагают только побелку-покраску. Мы посадим деревья, сделаем пандусы, ухудшим транспортную обстановку — и всё! Но ведь это мёртвая территория, тут нет центров притяжения. Надо делать что-то активное!
Другой начал с вопроса «Откуда столько парковок?». Но выяснилось, что он как раз за то, чтобы парковок было побольше: «центров притяжения» в виде разных торговых объектов, по его словам, много, так что люди будут приезжать и в любом случае парковаться, в том числе и с нарушением правил.
— Нам нужны парковки! Людям должно быть удобно! — звучали голоса с мест.
— Надо быть очень осторожными с посадкой деревьев, особенно крупномеров. Площадь нужно «раскрыть»! — такой аргумент против дизайн-проекта нашёлся у ещё одного участника заседания.
Формат не предполагал голосования, но было ясно: большинство в зале принадлежит людям, полагающим, что парковок должно быть много, что «зебры» надо дозировать (особенно если рядом есть подземный переход) и что деревьев слишком мало не бывает. Бегун, заметно расстроенный, покинул трибуну. Получается, что его концепция оказалась слишком уязвимой для критики; вполне возможно, что и ГИБДД будет против целого каскада «зебр» на одной из центральных магистралей. Какая-то ясность может наступить теперь только в следующем году.
Преображение Театральной площади должно стать частью масштабных работ в центре Омска. Эти планы могут быть связаны с российско-казахским форумом, который должен пройти в нашем городе в ноябре следующего года. Известно, что как раз на Театральной должны встретиться Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев.