Город Каменные сокровища Омска: купеческий дом Батюшкиных и резиденция белого адмирала Колчака

Каменные сокровища Омска: купеческий дом Батюшкиных и резиденция белого адмирала Колчака

Исторической части особняка уже более века и около 30 лет новоделу, где разместили дополнительные помещения для ЗАГС

За 115 лет истории особняк принимал домашние чаепития и заключённых Гражданской войны, туберкулёзный диспансер и омские свадьбы

НГС.ОМСК продолжает рубрику о каменных сокровищах Омска — старинных зданиях, история которых может удивить омичей. «Героями» рубрики уже стали столетняя гостиница «Россия» на улице Ленина и казённые винные склады у метромоста. На этот раз — эклектичный особняк, известный многим как дом купца Батюшкина, где сейчас размещается Центральный ЗАГС. На самом деле Батюшкин не был купцом, а до того, как здание стало Домом бракосочетаний, в нём квартировался верховный правитель белой России Александр Колчак. Подробности — в материале НГС.ОМСК.

Уважаемые читатели! Если вас заинтересовало здание, за которым наверняка стоит своя история, и вы бы хотели её узнать, пишите нам на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8-913-670-33-77) с пометкой «Каменные сокровища Омска».

Родовое гнездо вместо доходного дома

115 лет назад особняк Батюшкиных располагался в Омске на улице Береговой, 9. Сейчас на здании висит аншлаг с другим адресом — Иртышская набережная, — но номер дома остался прежним. Изначально он строился как доходный дом, где жилые помещения сдавали бы в наём, но к моменту окончания стройки в 1902 году 43-летний глава семейства Капитон Алексеевич Батюшкин решил переехать туда сам с разросшимся семейством: вместе с женой Елизаветой Георгиевной они воспитывали четырёх сыновей и трёх дочерей.

Архивное фото здания 1970 года
В архитектурном стиле сплелись рококо и барокко — особняк в наши времена выделяется на фоне других зданий
Современный ремонт выдержан в тёплых тонах

«Здание находилось, как говорят сегодня риэлторы, в "тихом центре" — чуть поодаль от деловой части города, но не на периферии. К дому прилегала усадьба с садом, флигелем и хозяйственными постройками. Рядом с домом находилась штаб-квартира Омского жандармского управления (политическая полиция царской России). Примечательно, что по бумагам дом значился за Елизаветой Георгиевной Батюшкиной (урождённой Тереховой, дочерью одного из известных и состоятельных омских купцов). Но

в дореволюционном Омске здание называли "особняк Батюшкина", имея в виду её супруга — известного в Омске общественного деятеля, отставного чиновника Капитона Алексеевича Батюшкина»,

— рассказал главный архивист Центра изучения истории Гражданской войны Дмитрий Петин.

Называть особняк «домом купца Батюшкина» не совсем правильно, считают историки. Согласно архивам, Капитон Алексеевич был сыном отставного унтер-офицера, который незадолго до смерти стал купцом в Верном (Алма-Ата). Сам Капитон отчислился из купеческого сословия, окончив в Омске учительскую семинарию и став чиновником министерства народного просвещения, поскольку такого совмещения не допускало законодательство. За время педагогической карьеры он преподавал географию, черчение, арифметику. Батюшкин ушёл в отставку с должности коллежского асессора в 36 лет и в документах начала ХХ века значится как отставной чиновник.

Архивное фото 1976 года
Колонны с отреставрированной лепниной — частый элемент внутреннего и внешнего убранства
До наших дней в доме сохранились внутренние деревянные двери

Семейный особняк официально ввели в эксплуатацию в 1906 году. Это одноэтажный дом площадью 430 кв. м, в облике которого сочетаются элементы барокко и рококо. В особняке была своя церковь, автономная котельная, бесфорточная система вентиляции и воздухоотвод, водопровод и электричество. Имя архитектора точно не известно. «На тот момент [на улице Береговой] было немало жилых домов обеспеченных семей, но большинство [зданий] были деревянные или частично каменные. Некоторые были и двухэтажные.

А дом Батюшкиных из жилых зданий — один из немногих, если не единственный, полностью каменный.

Даже с учётом того, что дом одноэтажный, он был одним из самых крупных», — пояснил коллега по центру, кандидат исторических наук, Максим Стельмак.

В тени великого квартиранта


Батюшкины жили в доме до июля 1918 года, а затем им пришлось переехать: с приходом к власти белых, особняк, отличавшийся комфортом и месторасположением, принудительно арендовало министерство снабжения Временного Сибирского правительства, а затем — управление делами Верховного правителя для Александра Колчака. Но в доме Батюшкиных он поселился не сразу.

Так выглядел дом в 1919 году
Памятная доска о жизни Колчака в Омске
Восковая фигура Колчака встречается в экспозиции Центра изучения Гражданской войны, который сегодня располагается в доме Батюшкиных

Как рассказали в историческом архиве, Колчак, приехав в Омск, сначала поселился у присяжного поверенного Жардецкого на улице Блохинской (современная улица Булатова), но вскоре переехал в дом по улице Пушкина, 74 (сейчас — здание военкомата) к полковнику Вячеславу Волкову, коменданту гарнизона Омска и одному из участников военного переворота, после которого Колчак получил власть. Ещё несколько дней адмирал прожил практически на рабочем месте — в бывшем генерал-губернаторском дворце, где заседал его кабинет министров. Устав совмещать жильё и работу, Колчак организовал личную резиденцию в доме Батюшкиных, прожив там с 15 декабря 1918 года по 12 ноября 1919 года, оплачивая аренду семье Батюшкиных.

Хозяину дома, державшемуся в стороне от политики, было не так просто попасть в свои бывшие владения. Архивисты рассказывают случай, когда Батюшкину нужно было сделать обмеры в доме, и, чтобы зайти внутрь, ему пришлось собрать кипу бумаг.

Помещения, некогда принадлежавшие семейству Батюшкиных
О роскошном убранстве свидетельствуют...
...детали интерьера

Легенды о Колчаке


Колчак прожил в доме Батюшкиных меньше года, но за это время сложились мифы. Первый основан на реальных событиях. 25 августа 1919 года произошёл взрыв, который, как сегодня уверены историки, нельзя назвать покушением, хотя его считали таковым. Он прогремел в караульной возле дома из-за неосторожного обращения с оружием одного из солдат. Погибли несколько военнослужащих, расследовалось дело о халатности, тогда как местные газеты писали о несчастном случае.

«Версия о покушении основывается на слухах, во многом исходящих от старшего адъютанта Колчака Владимира Князева.

Тот, когда уже жил в эмиграции в Канаде, написал подобие мемуаров, которые не во всём совпадают с реальной историей. Даже дата так называемого покушения не совпадает. Уже тогда, в 1919 году, про него писали, что у Колчака служит офицер, известный пьяными выходками», — уточнил Максим Стельмак. Ещё одно ЧП случилось осенью того же года: пожар в гаражной пристройке. Его тоже отнесли к несчастному случаю.

Экспозиция центра рассказывает историю военных лет
Карта покорения России Колчаком
Электронная энциклопедия Гражданской войны

Миф второй. Есть немало историй о расстрелах в подвалах особняка сначала Колчаком, а затем — чекистами (в 1920-е здесь будет располагаться чрезвычайная комиссия). Их историки тоже опровергают: камеры, которые действительно построили на месте котельной, могли использоваться максимум для задержания. Потайных ходов и помещений в доме не нашли. С другой стороны, есть факт расстрела нескольких человек, связанных с работой Учредительного собрания, среди которых были и депутаты. Но их казнили на берегу Иртыша на следующую ночь после подавления восстания 22 декабря, сам же Колчак официально заявлял, что не знал об этом, а узнав, не сделал ничего, чтобы наказать виновных.

Третий, один из самых известных мифов, связан с адмиральским золотом — золотым запасом России, который пропал вместе с уходом Колчака. Он был равен около 652 млн рублей. Десятки ящиков весили порядка 490 тонн и, как считалось, хранились в тех же подвалах. Советской власти после ухода Колчака досталось только 450 млн. Позже выяснилось, что 200 млн рублей золотом ушло на вооружение белой армии, а фактически пропало только 13 ящиков с 780 тысячами рублей. Сумма немаленькая — в те времена средняя зарплата составляла 400–700 рублей.

Здание зимой 1965 года
Выставка разместилась в бывших покоях хозяев и арендаторов

Судьба Батюшкиных


Из-за появления неожиданного квартиранта всему семейству пришлось поселиться на съёмных квартирах, и жили они не так роскошно. Старший сын Капитона Александр уже окончил кадетский корпус, отслужил на Дальнем Востоке, а потом в омской казачьей сотне. Во время Первой мировой войны его послали на фронт, но разрешили вернуться в Омск из-за болезни. Второй сын Николай должен был стать гражданским служащим, отучился в Петрограде по направлению агротехники, но тоже был призван в армию, а в годы Гражданской войны оказался по другую сторону от красноармейцев. В итоге он со своей семьёй обосновался в Харбине, работая в частном ломбарде. О дочерях Батюшкина известно, что Мария Капитоновна служила в одном из министерств как при Колчаке, так и после его ухода. Две её сестры вели тихую жизнь и прожили до 90 лет. «Судьбы детей Капитона и Елизаветы Батюшкиных сложились по-разному, но

все они в итоге избежали репрессий и проживали в советской России, опасаясь упоминать, что квартирантом в доме их отца был сам Колчак», — отметил Дмитрий Петин.

Глава семейства смог продолжить службу и при советской власти, устроившись в губернском финансовом отделе. Причём в его личном деле есть справка от местного отделения государственной политической безопасности о том, что в отношении него нет порочащих сведений. Батюшкин о себе писал, что в годы Гражданской войны занимался сельским хозяйством, что могло выглядеть убедительно — в районе Ачаира у него были угодья, на месте которых позже появился совхоз. В конечном счёте он умер в Омске в 1927 году от брюшного тифа, лишённый всех своих владений. Чуть позже, тоже в Омске, скончалась и его жена.

Вид на особняк сверху. В 1980 году его признали объектом культурного наследия регионального значения
Примерную меблировку сотрудники центра восстановили по единственной фотографии Колчака в рабочем кабинете. Правда, не ясно в каком именно — в резиденции, в бывшем генерал-губернаторском дворце или в здании ОмГУПС, где была его ставка

Резные элементы декора под старину 

От адмиральской резиденции до ЗАГС


С приходом советской власти особняк не вернули Батюшкиным, а в 1923 году официально муниципализировали, и с тех пор он не раз менял владельцев. В 1920-е здесь последовательно размещались Сибирское управление военно-учебных заведений, детский дом, Омский губернский (затем окружной) отдел главного управления госбезопасности СССР, в последующие годы — НКВД и КГБ. Довольно долго — с 1931-го по 1970 год, — в доме находился детский костнотуберкулёзный диспансер, но и его перенесли.

«В документах исполнительного комитета омского горсовета в конце 1969 года говорилось об уникальности и добротности здания.

Но так как это всё же центр города, здесь будет строиться гостиница "Турист", рядом пляж, то посчитали, что тем, кто здесь лечится и работает, будет неудобно. Тогда же говорилось о том, чтобы в доме Батюшкиных организовать Дом бракосочетаний», — уточнил сотрудник архива. В действительности ЗАГС появился позже. Прежде, в 1980 году, особняк признали памятником архитектуры регионального значения, затем, до 1985 года, здание занимал чертёжный цех Омской картографической фабрики. Следующие два года дом пустовал. Только в 1987 году началась его реконструкция под будущий ЗАГС, которая длилась ещё два года. Работами руководил Омский городской исполком, здание в то время было на балансе города. Кроме того, рядом построили ещё одно здание, тоже для ЗАГС. Поначалу новодел выбивался из общей стилистики особняка, и только в 2013 году пристройку привели в единый архитектурный стиль.

Архивное фото, сделанное в то время, когда в здании находился цех картографической фабрики
Последний раз здание капитально ремонтировали в 2011 году

«К началу реставрации сохранилась лепнина, полы из керамической плитки. Состояние дома было удовлетворительное, ближе к хорошему. На верхнем этаже сохранился водонагревательный металлический бак. Самое яркое воспоминание осталось о деревянном тамбуре — с резьбой, орнаментом. Глебов (Юрий Глебов, «советский мэр» Омска. — НГС.ОМСК) проводил совещание на объекте, где были попытки снести тамбур. Мы встали на защиту, и Глебов поддержал, в результате тамбур отреставрировали», — поделилась воспоминаниями архитектор Татьяна Малиновская, работавшая тогда в архитектурно-реставрационной мастерской № 3, опосредованного филиала московского института «Спецпроектреставрация». Также удалось восстановить лепнину, сохранить подлинные подоконники, внутренние двери, систему вентиляции и разобрать подвалы.

«Когда спускались, подвальные помещения были сильно захламлены, но было видно, что там были камеры, в которых держали заключённых.

Были массивные деревянные двери на шпонках с окошками», — добавила архитектор.

Сейчас в здании, помимо Центрального отдела ЗАГС, расположен Центр изучения истории Гражданской войны, созданный на базе Исторического архива Омской области в 2011 году. В нём выставлена экспозиция о революции, годах войны и Белой столице, а по архивным фотографиям создан мемориальный кабинет Колчака с его восковой фигурой.

Даже спустя сотню лет номер дома остался прежним, сменилось лишь название улицы
НГС.ОМСК
Фото Ивана Рейзвих (1, 3, 4, 6, 7, 9–16, 21, 22, 24–26), предоставлены Историческим архивом Омской области (2, 5, 8, 17–20, 23)

Следить за нашими новостями вы можете в группе «ВКонтакте» и на канале Telegram.
Написать в редакцию НГС.ОМСК по номеру Viber и WhatsApp 8-913-670-33-77.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Не сошлись характерами»: как еноты Маша и Аня уживаются в одном кафе Омска
Екатерина Шрайнер
Младший корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Мы не обязаны доносить пациентов до машины»: честный рассказ фельдшера омской скорой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления