Город День рождения омской каланчи: взбираемся на вековую башню вместе с НГС (фото)

День рождения омской каланчи: взбираемся на вековую башню вместе с НГС (фото)

Каланча кажется совсем небольшой, однако с её обзорной площадки до сих пор город видно как на ладони

Корреспонденты НГС.ОМСК в день 102-летия каланчи вспомнили, во сколько она обошлась в 1915 году и в честь кого назвали манекен на площадке.

Как рассказали в пресс-службе ГУ МЧС по Омской области, сегодня один из самых знаменитых памятников города отметил свой день рождения. 28 августа 1915 года по старому стилю в Омске начала работать 26-метровая каланча. На её строительство потратили огромную по тем временам сумму — 13,5 тысяч рублей. Век назад с её площадки весь город был виден как на ладони. Корреспонденты НГС.ОМСК зашли в каланчу и посмотрели, как она выглядит изнутри.

Вход в каланчу находится сбоку, а не в центре, как может показаться. В центральной части, за стеклом, находятся лишь музейные экспонаты. А через дверь сбоку можно попасть сначала в пристройку, которая до сих пор используется. В ней работают сотрудники одного из отделов ГУ МЧС по Омской области.

Лестницы в ней уже обновлённые, но некоторые перекрытия, балки, не менялись со времён царской России. Интересно, что автором проекта выступил инженер и архитектор Илиодор Хворинов. Именно он проектировал такие интересные здания, как драматический театр, гостиницу «Россия» и дом купчихи Марии Шаниной. Каланчу планировалось построить меньше чем за год и сдать в сентябре 1914 года, однако подрядчик, крестьянин Нижегородской губернии Михаил Кузнецов, сорвал сроки из-за начала Первой мировой войны и задержек поставок оборудования из Москвы. Здание он сдал только в августе 1915 года.

Ранее башня, а вернее, помещения под ней были жилыми. В них жил главный омский пожарный — городской брандмейстер с семьёй. В пристройке также находились кони, телеги с бочками и лестницами.

Строение из красного кирпича сделано в стиле поздней эклектики. В нем тесно переплелись элементы классицизма, модерна и русского стиля.

Маленькая дверь ведёт из пристройки в саму башню. И первое, что бросается в глаза, — винтовая лестница, устремляющаяся ввысь. Ровно 123 ступени до смотровой площадки. Их можно быстро пройти за несколько минут.

Диаметр самой башни — всего пять метров. И пожарные каждый день преодолевали эту лестницу более 30 лет. Её перестали использовать по прямому назначению лишь в 40-х годах.

Изначально башню планировалось сделать высотой чуть больше 20 метров. Однако в начале XX века в Омске начали появляться высокие трёхэтажные здания. Например, дом страхового общества «Саламандра». Из-за этого башню решили «подрастить» на один этаж.

На самой вершине, перед выходом на обзорную площадку, — деревянная застеклённая башенка. Она служила укрытием для дежурного от дождя и ветра. За столбами дыма пожарный наблюдал через окошки.

Если пожарный видел зарево и столб дыма, он звонил в колокол, запускал воздушный шар, который обозначал уровень сложности возгорания, и вывешивал вымпел с обозначением пожарной части, которой следовало выезжать на место. Сразу из ворот выезжала целая процессия: два сотрудника ехали верхом и освобождали путь телеге с пожарной командой, повозкам с водой и инструментами.

С площадки до сих пор видно огромную часть Омска. Например, метромост, левый берег, здания за музыкальным театром. Если строения ближе к горизонту сливаются в одно серое месиво, то столб дыма можно увидеть с каланчи почти в любом месте города до сих пор.

Относительно недавно, 15 лет назад, на обзорной площадке вновь появился смотрящий. Уже в новой форме, он днём и ночью следит за городом. Манекену сначала дали имя Кузьмич, однако позже его нарекли Василием в честь пожарного Василия Артёменко. Опытный специалист стал знаменит тем, что в XIX веке приехал из Москвы в Омск, чтобы обучить местных своему нелёгкому делу.

Омск за советскую историю дважды чуть не лишился этого памятника. Так, ему грозил снос, потому что он мешал строительству здания главпочтамта. За то, что каланча до сих пор сохранилась на месте, нужно поблагодарить первого секретаря райкома КПСС Николая Кукель-Краевского, который отстоял строение. Ранее перед ним ездили трамваи, и они не позволяли пожарным машинам беспрепятственно выезжать из здания. В 40-х годах каланча перестала использоваться по своему прямому назначению.

НГС.ОМСК
Фото Ивана Рейзвих (1–12), предоставлено Историческим архивом Омской области (13)

Следите за новостями в нашей группе «ВКонтакте».
Пишите нам в Viber и WhatsApp 8-913-670-33-77
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Мы не обязаны доносить пациентов до машины»: честный рассказ фельдшера омской скорой
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления