В России, в том числе и в Омске, 29 сентября в прокат вышел фильм «Дуэлянт» о мести за поруганную честь дворянина и целительной силе любви
В России, в том числе и в Омске, 29 сентября в прокат вышел фильм «Дуэлянт» о мести за поруганную честь дворянина и целительной силе любви.
Новый фильм режиссера Алексея Мизгирёва задолго до появления на экранах заинтриговал зрителей красочным и эмоциональным трейлером. История дворянина, лишившегося титула и права отстоять свою честь на дуэли, вызывает сочувствие и сопереживание. Действие происходит в царском Петербурге в середине XIX века, и у любителей исторических фильмов после просмотра трейлера появляется предвкушение видов эпохи: дам в нарядных платьях на балах, тайных обществ и их подпольных заговоров, красивых дуэлей и «полного фарша», соответствующего эпохе.
На деле же оказывается, что фильм совсем не тот, каким пытается казаться в проморолике. Тот случай, когда хочется, чтоб фильм делали те же ребята, что и трейлер к нему. Дамы не радуют зрителя изысканными нарядами, а в тривиальных платьях употребляют кокаин и бесцеремонно отдаются поклонникам в каретах. Знатные дворяне и князья не защищают свою честь на дуэлях, а порочат родовые имена «перестрелками» за деньги. А сам Петербург в фильме показан как будто исподтишка, из грязных переулков, залитых дождем и конским навозом. О том, что творится в городе, удается узнать из обрывочных диалогов персонажей.
Сами герои фильма оказались еще одним серьезным минусом «Дуэлянта». Ключевой персонаж — бывший дворянин, лишенный титула и сосланный солдатом на Алеутские острова, где его выхаживают местные шаманы. При помощи таинственной магии лекари племени делают его «бессмертным», крайне невосприимчивым к ранениям. Благодаря своей неуязвимости герой, искусный стрелок, возвращается в Петербург, берет чужую фамилию Яковлев и зарабатывает деньги дуэлями, точнее, принимает заказы на убийства. И зарабатывает он вовсе не на хлеб насущный, а на взятку для возвращения родной фамилии и титула. При этом роль столь колоритного и яркого персонажа досталась актеру Петру Федорову, который исполнил ее в стиле бревна, говорящего: «Я есть Грут». И даже чувственные сцены с возлюбленной и откровенные признания он выдал совершенно топорно. Недоработки сценария (или намеренные пробелы) появляются тут и там. Например, очень нелепо выглядит диалог Яковлева с его избранницей, в котором он рассказывает про свою мать. Герой говорит, что матушка была настолько красива, что он боялся прикоснуться к ее лицу, и спустя минуту уже неловко елозит своей могучей пятерней по носу и щекам девушки.
Прорехи в историях персонажей, недочеты в их образах, общая нестройность сценария с лихвой компенсируются «лишними» элементами. Так, зачем-то зрителю сначала показывают продолжительный эпизод из прошлого героя, а затем он снова пересказывает все то же самое своими словами в настоящем времени. Несколько раз за фильм показывают практически одинаковые сцены, не имеющие смысловой нагрузки, а призванные «разбавить» основное действие. При этом сложно не заметить их однообразие — бесконечный ливень и кони месят грязь копытами — сюжеты копируют друг друга раз за разом.
Отдельно хочется отметить работу оператора. При абсолютном отсутствии навыков и знаний из области видеосъемки, зритель оценивает то, что видят его глаза. А видят они, как раскачивающаяся камера снимает людей и объекты интерьера, виды города и природу. Причем с таких ракурсов, что становится непонятно, как — и, главное, зачем — половину экрана занимает тротуар, чья-то голова не в фокусе или уложенная на бок лодка. Знающие люди подсказывают: это мощные приемы операторского мастерства, нестандартный подход к работе и вообще очень модно. Все эти нестандартные кадры делают фильм немного «артхаусным», немного абсурдным, но с точки зрения простого обывателя — заваленный горизонт не всегда хорошо и понятно. Есть, конечно, и совершенно потрясающие зрелищностью сцены с отражениями в зеркалах или старинным велосипедом на деревянном треке, фокусами стрелка и невероятным рикошетом пуль, но им беспощадно проигрывают неуклюжие постельные игры героев, косноязычные диалоги и прочие слабые места.
В целом фильм оказался сырым и не соответствующим заявленному в трейлере образу. Диалоги пропитаны современностью, и зритель вместо царского Петербурга видит скорее бандитский. Персонажи не доиграны актерами или не дописаны сценаристами, многие из них появляются и исчезают практически безымянными. Зато в фильме много забавных совпадений или намеренных отсылок к другим картинам. Например, в кадре появляется металлическая рука Джейме Ланнистера из «Игры Престолов», а седовласый старик, прислуживающий заплутавшему душой молодому дворянину, жаждущему мести, напоминает верного слугу Брюса Уэйна (Бэтмена) — Альберта.
По оценкам критиков сайта «КиноПоиск» фильм «Дуэлянт» достоин 7 баллов, на IMDb его оценили на 7,3 балла. При ожидаемости в 87 % (что не так уж много по сравнению в прочими громкими премьерами года), сказать, что фильм разочаровал, нельзя. В день премьеры в вечернее время в зале не собралось и двух десятков зрителей. А меньше посмотревших — меньше разочарования в мире кинематографа.
Ирина Алексеева
Фото kinopoisk.ru
Видео канала «SonyPicturesRU» на youtube.com