ДТП — событие само по себе неприятное. И даже если авария произошла не по вашей вине, получить выплаты по ОСАГО, к сожалению, не просто. Так было до недавнего времени. Со вступлением в силу поправок к постановлению № 17 пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года действие закона о защите прав потребителей распространяется и на страхование. Что это дает автомобилисту? Возможность в сжатые сроки бесплатно добиться полной компенсации ущерба.
Минимальная компенсация
До вступления в силу поправок к постановлению № 17 пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» страховые компании достаточно просто обходились выплатой минимального размера ущерба пострадавшей в ДТП стороне.
Порочная практика была продиктована необъективностью самой системы. Ведь в случае аварии вы обращаетесь за компенсацией в страховую компанию виновника ДТП. Она же, в свою очередь, не видит в вас своего клиента и потому защищать ваши интересы не намерена. По итогам собственной экспертизы страховая компания виновника начисляет вам минимальную цену ущерба и выплачивает ее в лучшем случае в течение месяца. Как правило, итоговая сумма экспертизы страховой компании не покрывает и 30 % от реальной стоимости ремонта.
Разумеется, закон всегда был на стороне правого, однако отстаивать справедливость пострадавшему приходилось немалой кровью. Повторное обращение в страховую компанию с требованием увеличить размер выплаты ни к чему не приводило: формально она выполнила свои обязательства. Приходилось организовывать независимую экспертизу. Оценка ущерба от ДТП независимым экспертом проводится более тщательно, и, как правило, суммы к выплате у них разнятся со страховыми компаниями на 40–50 %. Вот только издержки на проведение независимой экспертизы ложились на плечи автомобилиста. Дальше больше: чтобы добиться выплат, приходилось самостоятельно обращаться в суд. Разумеется, в судебном споре со страховой в одиночку не справиться, отсюда вытекают еще б?льшие траты на квалифицированного юриста.
При такой схеме страховые компании практически ничем не рискуют, а пострадавшие в ДТП чаще всего не находят времени, сил и терпения, чтобы ввязываться в длительные и затратные тяжбы, итог которых весьма неясен. Так было до недавнего времени.
Выплаты в полном объеме по одному заявлению
После подписания соответствующего постановления пострадавшим в ДТП автовладельцам предоставляется возможность получить выплату по ОСАГО от своей страховой компании, руководствуясь законом о защите прав потребителя.
При этом пострадавшей стороне больше не придется непосредственно участвовать в длительных судебных тяжбах и держать огромные издержки на проведение дополнительных экспертиз и работу юристов. Добиться выплаты полной стоимости ремонта автомобиля можно бесплатно и без лишних хлопот!
«Если пострадавший автомобилист уже получил заключение о страховой выплате, но размер выплаты его не устраивает, он может обратиться к нам — в Омское региональное общественное учреждение «Общество по защите прав потребителя «Защита потребителя», написать заявление, и на этом его хлопоты заканчиваются», — говорит директор общества Зубарева Ольга Петровна.
При этом автомобилисту не обязательно дожидаться выплат от страховой компании виновника аварии.
Общество по защите прав потребителя за свой счет проводит независимую экспертизу, а затем обращается в страховую компанию пострадавшего с требованием о прямом возмещении убытков. Согласно статье 14.1 ФЗ РФ об ОСАГО владельцев транспортных средств, страховая компания, заключившая договор ОСАГО с пострадавшим автомобилистом, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, в размере страховой выплаты от имени страховой компании виновника ДТП.
В случае отказа общество обращается с иском в суд. Сегодня риски страховых компаний в подобных спорах весьма высоки. Во-первых, им придется столкнуться с квалифицированными юристами общества по защите прав потребителя. Во-вторых, по закону о защите прав потребителей кроме возмещения полной суммы ущерба страховая обязана оплатить штраф за отказ в удовлетворении требований пострадавшего потребителя и неустойку за каждый день просрочки в размере 3 % от суммы, подлежащей выплате. Кроме того, суд вправе установить компенсацию морального вреда автомобилисту.
Изменения в законодательстве дают зеленый свет справедливому разрешению споров и помогают защитить автомобилистов, чьи права раньше с легкостью нарушались страховыми компаниям. Обратиться с заявлением о претензии к страховой компании вы можете по телефонам: (3812) 717-465; (3812) 717-466; 8-904-325-05-77.
Общество по защите прав потребителя «Защита потребителя»:
ул. Степанца, 10/4, оф. 54.