Многодетная омичка Анна Малайкина фактически осталась на улице с четырьмя несовершеннолетними детьми. Последние семь лет её семья прожила в квартире, купленной в ипотеку. Но после того, как супруг Анны решил уйти в «свободное плавание», женщина оказалась в безвыходной ситуации — платить за ипотеку стало нечем, а найти постоянную работу она так и не смогла. В итоге «двушка», в которую Анна вложила материнский капитал, была арестована и ушла с молотка, а женщине пришлось искать съёмное жильё. NGS55.RU попытался разобраться в этой истории.
Анна вышла замуж в 2010 году. Семейная жизнь складывалась благополучно — сначала у супругов родилась дочка, а вслед за ней появился сын. Через три года после свадьбы пара купила двухкомнатную квартиру в ипотеку. Оформление сделки муж Анны полностью взял на себя.
В качестве первого взноса Анна внесла деньги из своего материнского капитала — более 500 тысяч рублей. Ежемесячный платёж по ипотеке составил 17 тысяч рублей — его платил супруг. Вскоре у пары родился третий ребёнок. Казалось, в семье, уже получившей статус многодетной, все были счастливы. Но в 2015 году случился разлад — муж внезапно ушёл от Анны без объяснения причин.
— Не знаю, как так вышло. Просто взял и сказал: «Мне это всё надоело». Подал на развод, а потом на раздел имущества, в том числе и этой квартиры, — рассказывает Анна.
Но точка в семейных отношениях тогда ещё не была поставлена окончательно. В 2016 году бывший супруг вернулся в семью. Анна решила дать ему второй шанс и... опять забеременела. Возможно, кто-то сейчас её осудит — но тогда Анне казалось, что мужчина возьмёт на себя ответственность за большую семью, и они будут жить счастливо, как и прежде. Омичка стала мамой в четвёртый раз, и беспрерывный декрет продлился ещё на три года. Но склеить разбитую чашку не получилось — к тому времени, когда малыш появился на свет, муж Анны окончательно ушёл из семьи. Беда не приходит одна — вскоре после расставания Анна узнала о том, что у её старшей дочери слабоумие, а самому младшему ребёнку спустя год после рождения поставили диагноз «детский церебральный паралич». По словам Анны, из-за этих обстоятельств она так и не смогла устроиться на работу. Но иногда ей удавалось находить временные заработки — например, был период, когда она раскидывала газеты по почтовым ящикам. Сейчас детские пособия по инвалидности — её основной доход.
— Старшенькая и младшенький на инвалидности. Мне чуть ли не каждый месяц приходится ездить с ними по больницам. Врачи нам очень помогли — у малыша хоть немножко стали ножки подниматься. Хоть и хромает, но ходит. А раньше был неподвижный, как игрушка, — только головой вертел. Вся пенсия по инвалидности уходит на него одного. Когда моталась по больницам, никто не помогал — остальных детей приходилось оставлять в приютах, — рассказывает многодетная мать. Точно так же Анна радуется успехам в учёбе старшей дочери — несмотря на диагноз, девочка получает хорошие оценки.
Тем временем долг по ипотеке накапливался. Бывший муж начал скрываться не только от уплаты ежемесячного взноса за квартиру, но и от алиментов. А потом — и от судебных приставов. Вскоре мужчину объявили в розыск. Анне удалось убедить кредиторов в том, что они должны понять её сложное материальное положение и дать двухлетнюю отсрочку по ипотеке. Но и спустя два года у женщины не нашлось возможности расплатиться — помимо основного долга набежали пени в размере 300 тысяч рублей. Долг по ипотеке мог бы погасить бывший супруг, если бы выплатил накопившиеся за эти годы алименты — около 1,5 миллиона рублей. Но его никак не могли найти. Банк начал настойчиво требовать погашения задолженности. Дело дошло до суда.
В начале этого года, после многочисленных заседаний и апелляции, областной суд вынес окончательное решение: «Выселить Малайкину А. из квартиры, без предоставления другого жилого помещения» и обратил взыскание на недвижимость. Вскоре Сбербанк продал квартиру омички через торги. Новый владелец подписал акт приема-передачи, а Анну попросили освободить жилплощадь. Уже в конце этой недели ей придётся перевезти мебель в съёмный дом в Старом Кировске. Жильё комфортным не назовёшь — туалет на улице, водопровода и газового отопления в нём нет. За это жильё омичке придётся отдавать 7 тысяч рублей в месяц. В квартиру, по словам Анны, впускать четырёх детей арендодатели не хотят.
Что касается решения Фемиды, то в целом оно выглядит правильным: если не вдаваться в детали этой истории, можно сказать, что всё было сделано по закону. Но за пределами юридического поля мы видим маленькую трагедию — мать и её четверо детей остались без собственного угла.
Правда, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, найдутся и те, кто посчитает, что молодая многодетная мать сама виновата в сложившейся ситуации. Например, соседи Анны утверждают, что помогали ей с вещами и продуктами всем домом, а Анна рожает детей ради пособий. Но омичка не производит впечатления маргиналки — дети выглядят счастливыми и ухоженными. В день рождения каждого сына или дочки Анна накрывает праздничный стол и дарит детям подарки, часто посещает с малышами цирк, зоопарк, парки культуры и отдыха.
Анна не скрывает, она действительно никогда не отказывалась от помощи соседей и волонтёров. О людях, которые протянули ей руку помощи, она вспоминает с благодарностью.
— Мне весь дом помогал продуктами и одеждой. Спасибо хорошим людям. Я по этой причине и не хочу уезжать из нашего района — всех здесь знаю и отношусь к ним с большой благодарностью, — говорит Анна.
В любом случае Анне готовы помочь и сотрудники социальной гостиницы. Они обещают обеспечить семью всем необходимым.
— В настоящее время в социальной гостинице центра социальной помощи семье и детям есть места, которые мы готовы предоставить для временного размещения семьи. Кроме временного крова социальная помощь предполагает услуги юриста: консультирование, составление процессуальных документов, при необходимости с возможностью участия в судебных процессах; а также помощь психолога для самой мамы и её детей. В период проживания семья будет обеспечена продуктовыми наборами и необходимыми средствами личной гигиены, — рассказала заместитель руководителя центра социальной помощи семье и детям Юлия Анищенко.