Заяц Ву потерял левое ухо во время последнего сражения. Его имя в переводе с китайского означает «воинственный», но, несмотря на боевые качества, он умеет дружить, очень добрый и мудрый. Так позиционирует свое керамическое изделие омич Павел Самсонов. Почти у каждого зайца из его коллекции есть своя легенда. Например, Ву на самом деле пострадал в печке для обжига, но отправлять его в мусорную корзину было жалко.
— Отвалилось ухо, и что делать? Жалко его. Он такой красавчик получился. Место, где оно отвалилось, мы покрасили красным, сделали кровоподтеки и придумали, что он потерял ухо в бою. Его купили самого первого из коллекции, — вспоминает Павел Самсонов.
Омич изготавливает керамических зайцев на протяжении семи лет. После того как он окончил омский химико-механический колледж, затем институт сервиса — ни дня не проработал по полученным профессиям. Рассказывает, что сразу тянуло к творческой работе «руками». Тогда он пришел в мастерскую к знакомому и начал учиться азам керамики.
Свои творения Павел называет «лунными». Каждый заяц — это дух леса, который по легенде приносит ветки для костра, пока хозяин спит. Необычную идею для керамических игрушек омич почерпнул из прошлых веков. Его вдохновляют шаманские идолы, каменные бабы, японское аниме.
— У наших изделий есть лицо, состоящее из трех палочек, — это глаза и рот. С их помощью можно выразить абсолютно разные эмоции. Это средство используется японцами в аниме — оттуда пошли корни. Изучая это направление, мы наталкивались на абсолютно разных мастеров, на разные керамические мастерские, потом рождались свои идеи, — рассказывает омич.
Характер у игрушки появляется практически в самом конце процесса изготовления. Сначала из глины делают форму для тела — она для всех одинаковая, а уже потом появляются детали.
— Потом прикрепляем ноги, лепим лицо, пока глина мягкая. Изделие сушится, подчищаются неровности, обжигается, покрывается глазурью и снова на обжиг. Потом дорабатываем образ — добавляем веточку, перышко, кому-то спички, — посвящает в технологию работы Павел.
Это Агния. Она любит играть с огнем, управляя стихией.
А это Альберт. Несмотря на его милый вид, он очень смелый и храбрый воин. Хозяин, приютивший его в доме, больше не будет беспокоиться за сохранность жилища.
В основном, рассказывает Павел, зайцев покупают в США и Азии – Тайвань и Китай «набирают» керамические игрушки оптом.
В России необычные изделия нравятся жителям Санкт-Петербурга и Москвы. В Омске духов леса берут, но с меньшим энтузиазмом. Их стоимость варьируется от 3 до 5 тысяч рублей. По словам омича, на деньги, вырученные от продажи керамики, прожить можно, многое зависит от сезона. В целом у него получается средняя зарплата по Омску. Павел считает, что нужно заниматься любимым делом и тогда всё получится.
Недавно мы писали об омичке Марии Дручининой, которая создает букеты из плюшевых гусей и шьет кактусы из замши. Лариса Ермак валяет сумочки из овечьей шерсти с изображениями милых животных, которые пользуются популярностью в США. Омич Павел Юшин вытачивает лесных нимф из дерева и добавляет пасту от ручек в светильники из эпоксидной смолы.