Составлять длинные предложения, читать рассказы, знать дату своего рождения и отличать право от лево: корреспондент NGS55.RU поговорила с омскими учителями и выяснила, что должен уметь первоклассник.
Последние несколько лет в некоторых школах перестали проводить собеседования перед первым классом. Учителя отмечают, что за счет этого классы стали более равными. Распределение сейчас происходит так, чтобы девочек и мальчиков было одинаковое количество.
И если в вашей школе нет собеседования с будущим первоклашкой, это не значит, что ребенок должен быть неподготовленным. Есть ряд вопросов, ответы на которые должны знать выпускники детского сада.
— Каждый ребенок должен знать свои ФИО, дату рождения и, соответственно, сколько ему лет. Помимо этого, к первому классу он должен знать имена родителей и их профессии, домашний адрес, страну и город, в котором живет, — рассказывает учитель младших классов Екатерина Челпанова.
Эти вопросы не должны вызывать затруднение у ребенка: все изучают в детском саду. По мнению учителя, работа воспитателя — это одно, но каждый родитель должен дополнительно закреплять пройденный материал дома. Рассказывать о животных, объяснять, чем отличается день от ночи, а зима от лета.
Также некоторые дети приходят в первый класс, уже умея читать и писать. Как утверждают учителя, это необязательный критерий, если умеешь — хорошо, будет проще адаптироваться к школьной программе. Если нет, то ничего страшного, потому что всему научат. Но вот различать гласные и согласные звуки ребенок должен.
— Дети должны пересказывать прослушанный текст, уметь составить рассказ по серии картинок, читать наизусть стихи, — добавила Екатерина Челпанова.
Методист, педагог-психолог Мария Шейнмаер отмечает, что примерно за полгода-год до поступления в первый класс стоит провести экспресс-диагностику готовности ребенка к школе.
— Основной аспект в этой диагностике — развитие усидчивости ребенка, насколько он готов просидеть 30 минут и 40 минут на уроке. Это тоже очень сильно влияет на его дальнейшее успешное обучение. Также есть диагностики на развитие памяти, всех психических процессов, внимания, мышления и воображения.
При подготовке ребенка к школе родителям не стоит полностью перекладывать ответственность на воспитателей. Повторение и закрепление материала дома очень важно. По мнению Марии Шейнмаер, насильно заставлять школьника что-то учить не стоит, но можно подготовить его к учебе через сюжетно-ролевые игры.
— Например, мама может сказать, что она будет учителем, а сын или дочь — учеником, и проиграть ситуацию. Напиши мне буквы, которые ты знаешь. Поиграли, а теперь давай ты будешь моим учителем, а я буду твоим учеником. Тем более все родители прошли через школьное обучение, уж как ведут себя учителя, и что делают первоклассники, знают.
Таким способом можно научить ребенка ориентироваться на листе (право-лево, верх-низ), различать основные геометрические фигуры, правильно держать ручку и ножницы (резать полоски, круги, вырезать предмет по контуру). Эти пункты также важны для будущего первоклашки. Помимо этого ребенок должен уметь считать до 10 (прямой и обратный счет) и решать легкие примеры.
Кстати, сильно давить на ребенка не стоит, это может отбить всё желание к дальнейшему обучению. О том, что еще может повлиять на любовь ребенка к школе, мы писали в отдельной статье.