К учителю физики Олесе Кабановой мы заглянули прямо на уроке. Тихо пробрались между партами и ждали, когда она закончит разбирать с девятиклассниками задачу. Мы не остались незамеченными, несмотря на то, что урок дистанционный. Все 27 детей по ту сторону экрана заметили фотографа и засуетились.
«Олеся Андреевна, а это нас?» — спрашивают дети, перешептываясь. В ответ учитель тут же делает строгий голос, чтобы вернуть дисциплину. Да, когда ты не вживую стоишь в классе, а только смотришь на детей с экрана, это тяжело. Только выключив камеру с микрофоном и выдохнув, она объясняет нам: «Мало того, что это класс. Это класс, которым нужно управлять и где нужно держать дисциплину, иначе они разнесут всё, что там есть. И тогда учителя, которые вживую ведут уроки в этих кабинетах, будут крайне недовольны».
Об Олесе мы писали больше года назад как о самой маленькой учительнице Омска. Тогда она вела «живые» уроки в школе № 138, и из-за небольшого роста коллеги и ученики частенько путали ее со школьницей.
«Сказать "успокойтесь" не могу: они просто отключатся»
С этого учебного года у Олеси Андреевны шесть дистанционных классов: два восьмых, два девятых, один десятый и один одиннадцатый. Девушка работает не только учителем, но и репетитором, руководителем корпуса общественных наблюдателей на ЕГЭ и методистом в ОмГПУ. Для Полтавского же лицея нанять преподавателя из Омска — единственный выход. Учить физике в отдаленном от города районе некому.
На рабочем столе Олеси стоят два компьютера: на экране первого она видит класс и свою презентацию, на экране второго — задания для детей. Учительница не представляет свой урок без графического планшета. Ручкой она рисует схему для задачи, а дети видят надписи на большом экране. На физике, в отличие от истории, без планшета точно не обойтись.
— Вот берег с песочком. Представим, что где-то там — вода, по которой будут ездить кораблики. Пристань. И есть два катера. Один будет двигаться в одну сторону, а другой — в противоположную. Рисуем координатную ось икс… — объясняет Олеся, рисуя на планшете.
Девушка диктует условия задачи не мягким голосом, а четким и ясным: только так можно удержать внимание. В этот раз помог классный руководитель: она наблюдает за детьми и сидит рядом с ними. Но обычно Олеся Андреевна с учениками все-таки наедине.
— Пришел классный руководитель, потому что на прошлом уроке они шумно себя вели, а я с ними сделать ничего не могу. Сказать «успокойтесь» не могу: они просто отключатся. Мол, иди ты со своими правилами куда подальше, — смеется Олеся, разговаривая с нами.
У каждого ребенка на таком уроке физики должен быть смартфон, учебник и тетрадь. Телефон нужен для того, чтобы задать вопрос Олесе Андреевне в общем чате в «Сферуме» и решить задания на самостоятельной работе. Проблем с проверкой знаний нет: дети отвечают на вопросы в онлайн-режиме, а учитель с помощью специальной программы видит, кто решил верно. Так и поступает Олеся в конце этого урока.
— Так, 30 секунд прошло. Следующий вопрос. Всё это мы проходили, — поясняет детям учитель.
После этой пятиминутки лицо ее вдруг озаряется улыбкой. Оказалось, что в числе лучших — ребенок, которого оставили учиться на второй год. Настало время попрощаться до следующего урока. Дети говорят «до свидания», а тот самый ученик еще не знает о своей победе.
— На следующем уроке его обрадую, — решает Олеся Андреевна, отключившись от детей.
«Расскажу про дистанционку больше, чем смогут в вузе»
После урока мы решаем пооткровенничать. Все-таки дистанционное образование — давно уже норма для репетиторов, и никого оно не удивляет. Но каково вести так уроки у целого класса, будучи школьным учителем?
— Раньше я работала в другой школе: преподавала английский язык и училась на четвертом курсе университета. Я училась на информатика и затем проходила курсы переподготовки. Меня позвали работать на кафедру в университет, потом поступила в магистратуру. И от школы отошла совсем. Оказалось, ненадолго, — начинает свой рассказ Олеся.
Олеся решилась взять дистанционные классы, потому что Полтавский лицей уж очень запал ей в душу, и оставить его в беде она не могла.
— Я — руководитель корпуса наблюдателей на ЕГЭ. Я ушла тогда из школы, и уже начала скучать. Усталость от нее прошла. В общем, мне нужно было съездить по работе в Полтавский лицей. Приехав, я увидела большой холл и на стене — миллион кубков. Большие потолки. Уезжая, я поймала себя на мысли, что хочу там поработать, — вспоминает Олеся.
Через две недели лицей обратился к ОмГПУ: им срочно нужен учитель физики. Девушка не стала предлагать себя: все-таки отучилась она не на физика, а на информатика (уроки по первому предмету она может преподавать благодаря переподготовке). А затем Олесю уже напрямую спросили: «Пойдете к нам?»
— И я захотела. Мне дали 14 часов, уроки у 9-го и 10-го классов. Приехала, познакомилась с детьми. И уехала… Знаете, я же еще сейчас перепоступила в другую магистратуру, на «педагогическую инноватику». Как раз там и изучают «школу будущего». И я поняла, что после всех этих месяцев работы в лицее я могу рассказать про дистанционку больше, чем про нее расскажут в вузе на лекциях, — улыбается учитель.
«Могу всю ночь сидеть. Конечно, устаю»
Чтобы привлечь внимание школьников на расстоянии, одного строгого голоса мало. Нужно сделать уроки по-настоящему интересными и наладить контакт с учениками. Ради этого Олеся Андреевна готовится к уроку даже ночью. Например, допоздна учитель рисует для детей яркие закладки с героями мультфильмов. Иногда она приезжает в лицей и поощряет детей за сделанное домашнее задание. Шутит, что за закладки школьники устраивают настоящие «дистанционные» бои.
— Пишу на них тему, которую прошли, и формулу. Домашнее задание сделал — получил закладку. Я приезжаю, и они уже стоят в очереди за ними. Приходят даже те, кто в старших классах. Они очень любят выбирать. Когда нарисовала, выкладываю в историях во «ВКонтакте», и они отвечают: «Вот эта — моя!» Разбирают заранее, — говорит Олеся.
Учительница делает для них в том числе и обучающие короткие видео. Их она прорисовывает своей рукой.
— Я очень люблю рисовать. Видео посылаю в чат по теме, которую мы прошли. Я посылаю им, чтобы они повторили. Чтобы они не перелистывали 50 параграфов, а открыли и повторили. Тут формулы, определения. Могу всю ночь сидеть. Конечно, устаю, — делится Олеся.
На слова недоверчивых людей о том, что физику невозможно преподавать дистанционно, у учителя есть свой ответ.
— Этот урок точно отличается от живого. Ближайшие лет пять мы ничего с этим сделать не сможем. Но это тот случай, когда учителя нет. Вообще никак нет. Всегда школы выберут учителя, который может преподавать вживую. Но учителя нет, хоть очень хотелось и искалось. Действительно хорошо выучиться могут дети, у которых хорошо развита самодисциплина. Если сравнивать оценки класса, который учился у меня, и у другого класса, то это совершенно разные оценки. Думаешь, ну не могут быть у всех пятерки. А нет, могут, — улыбается Олеся.
— А есть плюсы у дистанционки?
— Когда вживую работаешь в школе, то нет времени, чтобы пообщаться с каждым. А тут — есть. Я им всем расписываю ошибки и то, что нужно запомнить, — ответила девушка.
«На 8 Марта подарили дистанционные розы»
С Олесей мы вспомнили время, когда дети только-только знакомились с дистанционной формой обучения. И вживую, и на расстоянии ученики «проверяют» нового учителя на прочность. Так было, конечно, и с Олесей.
— Помню, они пытались проверить, нужно или не нужно писать в тетрадке. Я же их вижу по камере, которая используется на ЕГЭ. Я вижу всё, что там происходит. Могу понять, кто пишет, а кто сидит в телефоне. Как-то раз я увидела, что они не пишут. Призываю их совесть, а она не призывается. Тогда за пять минут до конца урока я требую написанный конспект. Нет конспекта — есть не очень хорошая оценка. Как правило, работает изумительно. На следующем уроке отправляют, даже если не попросила, — рассказала Олеся Андреевна.
Самый сложный период, по ее словам, у восьмого класса. Если девятый и одиннадцатый мотивируют себя сдачей экзамена, то с восьмым всё не так просто.
— Восьмиклассники еще совсем дети. Как-то раз подходит к камере ученик и говорит: «Я не понимаю». И показывает мне тетрадку, — смеется девушка. — Уже позже они привыкли фотографировать решение и присылать учителю в чат. Даже старшие вели себя как дети: играли в щелбаны на уроке. Я искренне надеялась, что они таким образом выбирают того, кто первый пойдет к доске решать задачу. Но нет. Я решила эту проблему с помощью завуча, и очень быстро. И больше они такого себе не позволяли, — поделилась Олеся.
Постепенно дети начали доверять девушке. Олеся помогала им после уроков, созванивалась вечером и объясняла сложные темы. Сейчас дети не только остепенились, но и начали поздравлять учительницу с праздниками. Они дарят ей электронные либо нарисованные на доске розы. Хоть и не вживую, а всё равно приятно.
— На 8 Марта рисовали прямо на доске, сами мне писали сообщения. Конфет и шоколадок дистанционных не было, зато были вживую, когда я уже приехала к ним. Такое бывает, но редко. Приезжаю раз или два в четверть. Чтобы не забывали, что я все-таки живая, — заключила Олеся.