Домашние задания всегда были мукой для школьников и головной болью для родителей. Ребенок с трудом отсидел несколько уроков, пришел домой, но и здесь расслабиться нельзя: нужно потратить еще несколько часов за тетрадками и учебниками. В конце августа президент Владимир Путин на одном из заседаний дал поручение образовательным учреждениям проанализировать, сколько времени школьники тратят на выполнение «домашки». Роспотребнадзор и Министерство просвещения должны отчитаться по этому вопросу до 1 декабря 2021 года и предоставить результаты анализа. Пока разговор на правительственном уровне шел только о старшеклассниках — учениках 10-х и 11-х классов, поскольку им необходимо готовиться к поступлению в вузы, и было бы лучше сконцентрировать внимание на определенных предметах, которые они будут сдавать. Доцент кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования ОмГПУ, кандидат педагогических наук Татьяна Баракина поделилась мнением по поводу идеи об отмене домашнего задания у старшеклассников, а также предположила, что будет, если его не задавать и детям из младшего и среднего звена.
— На мой взгляд, без домашних заданий обойтись невозможно. Сейчас с каждым годом увеличивается содержание материала в школах. В течение урока учитель физически не способен выдать всю информацию, поэтому какую-то ее часть он дает ребенку на самостоятельное изучение. На уроке в школе ребенок получает знания, на базе которых у него формируются умения. Дальнейшее их усвоение и переход умений в навыки осуществляются именно в ходе выполнения домашнего задания. Без посторонней помощи. Следовательно, домашнее задание — это универсальное средство, которое обеспечивает целостность цепочки «знания — умения — навыки». Оно приучает ребенка к самостоятельности, которая пригодится и в будущем. Например, при обучении в колледже или университете, так как аудиторная нагрузка сокращена в разы, и большая часть материала осваивается студентами самостоятельно. И это не каприз учреждений или лень преподавателей, а соответствие современным нормативам. Хотим убрать домашнее задание? Значит, надо уменьшать учебный материал, как минимум, в 2 раза. И уж точно не вводить второй иностранный и другие новые предметы.
Другой вопрос, если мы говорим про объем домашнего задания. Некоторые учителя думают, что их урок один-единственный и дают максимум по своему предмету. В итоге получается, что дети перегружены. Такая проблема есть, но это зависит от педагогов, а не от системы образования. В нормативных документах всё четко расписано: сколько часов ребенок должен тратить на выполнение заданий и в каких они должны быть объемах. И если бы эти правила соблюдали на местах, то перегруза бы не было.
Домашние задания сейчас делать несложно, в отличие от прошлого века, когда ребенку нужно было пойти в библиотеку, взять книги, которые могли быть в ограниченном количестве и не достаться школьнику. Сейчас вся информация в общем доступе в интернете. Дети, грубо говоря, лежа на диване, могут найти абсолютно всё. И, по большей части, проблема с выполнением домашнего задания надумана.
В первом классе у нас по нормативам домашнего задания нет и это, на мой взгляд, не очень хорошо. Целый год ребенок не привыкает делать уроки, у него не формируется культура выполнения домашнего задания. Он пришел домой, забросил портфель в угол и счастливый носится, играет. Вдруг во втором классе у него появляются и оценки, и домашние задания. Тогда начинается проблема. Мы же не приучили его раньше к этому. Так мы расслабляем детей. Во втором классе бедные учителя очень долгий период времени тратят на то, чтобы адаптировать ребенка к новым правилам.
Что касается старшеклассников, это палка о двух концах. В 10-х и 11-х классах упор делается на подготовку к ЕГЭ, а потом мы удивляемся, почему у ребенка нет широкого кругозора. По-хорошему, не должно быть такого, что ребенок помимо школы идет к репетитору, его тупо натаскивают на одни вопросы, а потом они вдруг меняются на другие. У ребенка стресс, ЕГЭ провалено, учителя в шоке, родители рвут волосы на голове. Если бы у нас была ориентировка на содержание школьного курса и на отработку материала в ходе домашних заданий, тогда бы не было необходимости ни в репетиторах, ни в дополнительных курсах. Если посмотреть нашу российскую систему образования, там столько идеального и потрясающего, там база, накопленная веками. Почему мы не гордимся ей? Я не понимаю. Всё это наши тараканы — родителей и детей. Мы сами говорим: «Зачем нам эта биология, если мой ребенок пойдет русский язык сдавать?». И плюем на биологию, не учим ее. А школьник в декабре говорит: «Я передумал и хочу поступить на другое направление». И он не поступит. Система классно-урочная подразумевает четкую систему: работа в классе, выполнение домашних заданий. Если бы мы все придерживались этого, не было бы необходимости в дополнительных занятиях.
Нужно учить детей выполнять домашние задания. Здесь нужно работать с нами, родителями, объяснять, где лучше поторопить ребенка, а где проконтролировать. У меня двое сыновей. Вижу, однажды, что мой ребенок сидит за столом, обложенный тетрадями и книгами. Я спрашиваю: «Ты скоро закончишь? Давай я тебе помогу?». На что он отвечает, что не нужно и у него всё в порядке. Спустя несколько часов я снова у него спрашиваю, что он там так долго делает. Выясняется, что сидит в телефоне, в чате своего класса и ведет активное обсуждение домашних заданий, вместо того, чтобы начать уже делать их. Это съедает огромное количество времени.
Начальная школа, средние классы, старшие — это звенья одной цепи. Домашнее задание нужно на каждом этапе обучения. Но его нужно давать в реальном объеме и в соответствии с установленными нормативами, а родителям на начальном этапе смотреть, чтобы ребенок четко выполнял задание и не отвлекался. Постепенно он научится делать работу быстро и без напряжения. И это реально. Говорю не только как педагог, но и как мама.
Согласны с автором?